contemplator: (Default)
contemplator ([personal profile] contemplator) wrote2015-10-29 10:31 pm
Entry tags:

Три типа похорон у древних славян.

По всей видимости, у древних славян до крещения Руси имелось три типа похорон умерших.

Смерды (крестьяне) предавали своих покойников земле, примерно так же, как и мы делаем ныне.

Воины предавали огню тела погибших в бою соратников.

Волхвы же использовали своего рода "избушки на курьих ножках" для упокоения умерших между небом и землёй.

1

2

Если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос упёрт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то становится ясно, что речь именно о воздушном погребении. Отсюда понятно, откуда у Бабы-яги ступа: это ни что иное как гроб форме круглой колоды. Баба Яга - это ведь ведьма, то есть шаманка. С распространением христианства эта древняя языческая традиция у славян пресеклась, а вот у сибирских народов эта традиция сохранялась ещё очень долгое время.

Для сооружения арангаса якуты (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2-х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса.



Могущественных шаманов, как отмечает Р. И. Бравина, якуты перехоранивали трижды. «Родственники по мере обветшания и разрушения могилы шамана должны были трижды «поднимать его кости», т.е. трижды повторить похороны. Согласно преданиям, при этом обновлялись арангас и одежда, приносились в жертву кони определенной масти. Обряд проводился при посредстве трех, шести и девяти шаманов. Такой обряд сохранился у якутов до XX в., даже известны единичные случаи повторного захоронения шамана, совершенные в 30-х гг.

Эта система похоронных обрядов соответствует разделению традиционного общества на три сословия - жрецов, воинов и крестьян. Собственно, это разделение вполне соответствует кастовой системе древних индусов. Эти касты таковы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (ремесленники, крестьяне).

В матриархальных культурах палеолита никакого трупосожжения не было. Иначе не находили бы скелеты древних людей. В Древнем Египте, который ни в коей мере не был воинственным, трупосожжения тоже не было. Не было его и у древних этрусков.

Трупосожжение практиковалось (например, в древней Греции и в древнем Риме) и практикуется до сих пор (например, в Индии) лишь у арийских народов. А древние арии, как известно, были воинственными кочевниками. Так что трупосожжение, как ни крути, связано с воинскими традициями. И оно, по всей видимости, было введено намеренно, чтобы сильнее подчеркнуть различие культур завоевателей и завоёванных. Если матриархальные племена почитали Мать-Землю и хоронили своих умерших в её чреве с надеждой на воскресение, то арии-огнепоклонники считали землю культово "нечистой", обиталищем нечистых духов во главе со Змеем.

[identity profile] ilion-skiv.livejournal.com 2015-10-30 11:01 am (UTC)(link)
Заранее прошу прощения за пространную цитату, но мне кажется она может Вас заинтересовать в контексте данной темы: "В 1978 году вышла в свет монография выдающегося отечественного слависта Натальи Николаевны Велецкой «Языческая символика славянских архаических ритуалов». Эта публикация вызвала заметный резонанс в отечественной и зарубежной научной среде. Анализируя истоки языческого ритуала проводов на «тот свет», Велецкая приходит к следующим выводам: «Положение о том, что в основе ритуала лежит древнейшее обыкновение удаляться под старость на далекую прародину, находит подтверждение в мифологических мотивах устной и письменной древневосточной традиции. Космические герои их, по свершении на земле гуманистической культуртрегерской миссии, возвращаются на “свою звезду”. Из разносторонних видов культурной миссии “сынов неба” в данном случае наиболее существенны определение предзнаменований по солнцу и по луне, нарождающейся и на исходе, по изменению движений и яркости звезд, по метеоритам, и как важнейший результат астрономической деятельности их – составление земного календаря. Особенно же важны мотивы путешествий мифологического героя, явившегося со звезды, к недоступным для людей верши¬нам высочайших гор и к солнцу. Очень большой интерес представляет мотив изготовления им металлического треножника, который в числе про-чих поразительнейших чудес изображал дракона и на котором герой со своими спутника-ми улетает с Земли. <…> Очень существенен мотив удаления древних “сынов неба” за “восемь пустот”, между которыми находится Земля. <…> Особый интерес представляет мотив о “сыне неба”, сжегшем себя в пламени, поднявшемся с дымом и за одно утро долетевшем до “Озера грома” – земной обители космических героев, появление и удаление которых сопровождалось громом. При этом упоминается некий предмет, воспользовавшись которым “сын неба временно умер и возродился через двести лет”. И, наконец, самое важное: “сын неба” поднимался к солнцу на драконе “из страны, где рождаются солнца”. В день он пролетал “мириады верст; севший в него человек достигает возраста двух тысяч лет”. Эти древнейшие мифологические сюжеты открывают путь к выяснению почвы формирования ритуала удаления на “тот свет”. Из них явствует, что одна из самых ранних из известных нам форм удаления к обожествленным праотцам – мужественное вступление в пламя погребального костра при признаках подступающей старости у древних индусов – было уже пережиточной формой деградировавшего ритуала. Упоминания же о “рыбе-драконе, явившейся из речных вод” , важны как одно из проявлений связей рек – морей с космическим миром предков и, что в данном случае особенно существенно, средство переправы в него» ."

Источник: Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 2003. С. 192–194. См. также: Велецкая Н.Н. Символы славянского язычества. М., 2009. Данная книга представляет, по сути, вторую часть монографии «Языческая символика славянских архаических ритуалов».

[identity profile] ltraditionalist.livejournal.com 2015-10-30 02:07 pm (UTC)(link)
К сожалению, пока не читал Велецкую, хотя давно уже скачал её книги. Как грится, "руки не доходят".