Divide et impera.
Dec. 29th, 2025 11:21 pmГрэм Баркер и Том Расмуссен в своей монографии "Этруски" говорят о конфискации римлянами одной трети наиболее плодородных земель у побеждённых этрусков. К тому же, "обширная территория , простирающаяся от Тирренского моря на восток до озера Больсена, была полностью выведена из-под контроля этрусков". "Заселение прибрежных равнин позволило вывести из-под контроля этрусков значительную часть лучших сельскохозяйственных земель. Создание колоний в старых портах, которые в прошлом приносили столько богатства, пресекло любые дальнейшие стремления этрусков к морской мощи и независимой внешней политике".
Однако вот что примечательно: авторы пишут о внезапном увеличении числа монументальных гробниц в период романизации Этрурии.
"Нет единого объяснения, которое бы чётко объясняло внезапное появление больших семейных гробниц. Создаётся впечатление, что, лишившись возможности оказывать реальное политическое влияние (которое всё больше переходило в руки римлян), аристократия могла лишь прибегать к самовосхвалению, возводя экстравагантные погребальные памятники и – что не менее важно для повышения самооценки – часто выставляя тщательно составленные генеалогии умерших. Прежде всего, гробницы демонстрируют богатство, и несомненно одно: дальнейшее процветание знатных семей было частью римского плана развития Этрурии".
Вот оно, знаменитое римское «разделяй и властвуй» (лат. divide et impera)! Вместо того чтобы гнобить всех подряд этрусков, римляне разделили их на аристократию и плебс (от лат. plebs — «простой народ»). Римляне поддерживали хорошие отношения с местными этрусскими олигархами и, "оседлав" простой народ, совместными усилиями держали его "в узде". "Таким образом, всякий раз, когда Рим вмешивался во внутренние дела этрусских городов, это делалось для того, чтобы оказать военную поддержку правящей аристократии".
Теперь понятно, почему ни один этрусский город не поднял восстания во время 2-й Пунической войны, когда Ганнибал и его карфагенская армия вторглись в Италию. Аристократия благополучно "встроилась" в римскую государственную систему, и простой народ фактически был обезглавлен, представлял собой курицу с отрубленной головой. Перуджа, Кортона и Ареццо вместе с другими этрусскими городами не подняли восстания, даже когда под их стенами со своей карфагенской армией промаршировал Ганнибал, нанесший поражение римским легионам на берегах озера Трасимено.
Продажная этрусская аристократия не только не выступила против римских оккупантов, но и всячески помогала им в борьбе с Ганнибалом.
Прежде чем отплыть в Африку в 205 году до н. э. и начать военную кампанию, завершившую 2-ю Пуническую войну, Сципион должен был обеспечить свою экспедицию материально. Наиболее щедрыми оказались пожертвования Этрурии. Популония направила Сципиону железо, Тарквиния - полотно для парусов, Черветери - зерно. Вольтерра предоставила материал для строительства кораблей, твёрдую древесину, необходимую для килей и остова. Ареццо направил 3 тысячи шлемов и щитов, 50 тысяч копий различных видов, а также топоры, лопаты, корзины и ручные мельницы, в количестве необходимом для обеспечения сорока кораблей. Руселлы, Кьюзи и Перуджа дали зерно и сосну для строительства кораблей.