Пророчество Достоевского
Jul. 12th, 2015 09:25 am
Удивительно! Только недавно в заметке Причины всемирного потопа я написал: "И как во время потопа спасся один только праведный Ной со своим семейством, так, возможно, и в грядущем Апокалипсисе спасутся какие-нибудь праведные староверы, живущие где-нибудь в сибирской глухомани. И от них, как от "святого остатка", вновь размножится род человеческий. Ибо, как сказано в Евангелии, "кроткие наследуют землю" (Мф. 5:5). А сегодня прочитал у Достоевского как бы подтверждение этой мысли: "Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса".
Впрочем, если подумать, то нет тут ничего удивительного: мы оба с Фёдором Михайловичем выросли в лоне православной, библейской культуры и мыслим во многом похожими категориями. В библейской же историософии - от Потопа до Апокалипсиса - многократно повторяется мысль о "святом остатке". Таковым "святым остатком" оказался Ной со своим семейством, Авраам с семейством, Лот с семейством, Иаков и "колено Израилево", Церковь Иисуса Христа, святые отшельники и пустынники в Церкви, праведные староверы, живущие где-нибудь в сибирской глухомани, и, наконец, несколько чистых и избранных Достоевского, предназначенных начать новый род людей и новую жизнь...
Интересно, что Библия как бы вовсе не замечает многомиллионных народных толп; для жизни духа они значат не больше чем полчища саранчи. Где-то далеко, на самой периферии, находятся Рим и Иерусалим, там мельтешат суетливые людишки, а самое главное событие мировой истории - Рождество Спасителя - происходит в какой-то заброшенной пещерке, куда пастухи загоняли на ночь скотину. Ранее никому не известные пастухи становятся апостолами, то есть в духовном отношении они оказываются намного выше императора Августа. И, с позиции апостолов, все эти римские легионы, куда-то марширующие и где-то сражающиеся, очень напоминают армии Достоевского: такая же бестолковщина и бессмысленность. Спрашивается, за что воевали наши предки в гражданскую войну? За советскую власть? И где же теперь эта власть? Так за что же они убивали и резали друг друга? Кроме как заражением бесами-"трихинами" их поступки никак не объяснить. То же самое происходит и ныне. Пройдёт каких-нибудь пол-века, и люди не смогут объяснить, за что они убивали друг друга в Украине. "Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе". Прямо по Достоевскому. Видимо, так будет продолжаться до скончанния мира. Люди иной раз сидят за столом, вместе выпивают, а потом тут же, за столом, начинают драться, резаться и доходит до смертоубийства. И затем, оказавшсь в тюрьме, объясняют свой поступок: "Пять минут горячки - пять лет охлаждения". Погорячился, в голове "заклинило"... А зачем сербский националист убил австрийского эрц-герцога Франца-Фердинанда? Какой в этом смысл? Какая польза от этого убийства самому Гавриле, Сербии, миру? Тоже погорячился, "заклинило". Но результатом того, что у одного дурака "заклинило" в голове, явились две мировые войны (вторая мировая война стала прямым следствием первой, реваншем Германии за проигрыш и унизительный, "похабный" Версальский мир). Значит, и обе мировые войны также бессмысленны. И вот уже понятно пророчество Достоевского: "Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга."