contemplator: (Default)
[personal profile] contemplator
Продолжение. Начало см.:Монтанисты (1), Монтанисты (2), Монтанисты (3).

Возбуждённые монтанистами вопросы явились последним протестом против власти епископов над свободной индивидуальностью верующих, против иерархической организации и захвата ею власти над свободными порывами религиозного экстаза. В истории Присциллы и Максимиллы мы видим епископов в роли судей над свободным дотоле пророческим вдохновением. Епископской власти отныне предоставляется решать, не от лукавого ли исходит какое-либо явление прорицания, и это критическое отношение к религиозному вдохновению должно было выразиться в определённом отрицании самого духа пророчества, как особого проявления божественной благодати вне апостольского преемства. Этим критическим отношением к пророчествам Церковь ограждала себя от обвинений, будто она оскудела пророками вследствие оскудения в ней благодати Духа Святого. Христианские общины, основанные апостолами, гордились пророческим даром, постоянно проявлявшимся среди братии, но в Церкви lll века это явление оказалось слишком опасным для церковной иерархии, в которой имелись не просто "недуховные", мирские епископы, но, видимо, к этому времени появились и епископы прямо бесноватые, которые боялись обличения со стороны пророков, и пресечение пророческой традиции было признано необходимым. В сущности, вся та дальнейшая эволюция Церкви, которая развернулась в позднейший, так называемый "соборный период" истории христианства, уже содержалась в зачатке в том моменте, когда епископский авторитет к началу lll века вышел победителем из долголетней борьбы с мистическими течениями христианской мысли и оказался в положении преемственного охранителя Божественной Истины. Это была первая победа иерархии, быть может, самая важная, так как она была одержана над искренней набожностью. Оттолкнув гностиков, Церковь отвергла утончённости знания; в лице монтанистов она отвергла утончённости веры. Постепенно кафолическая Церковь становилась Церковью "простецов", которые составляли большинство прихожан и понижали духовную "температуру" до уровня возможности. В кафолической Церкви стало возможным быть христианином, не будучи святым. Повиновение епископской власти теперь важнее в христианине, чем дары Духа Святого. Отныне эти дары будут даже возбуждать подозрение, и наиболее одарённым людям нередко придётся или становиться еретиками, или бежать в пустыни.

Другим весьма важным последствием борьбы с монтанизмом было окончательное выяснение отрицательного взгляда епископальной Церкви на выступления женщин во главе общин. В монтанистских общинах мы видим ещё женщин в руководящей роли предстоятельниц общин, облечённых даже епископским саном, - в кафолической Церкви такое явление уже не мыслимо. Мы знаем, что в гностических сектах подчёркивалось особое значение женщин, и поддерживалась традиция об особенном доверии и сердечном отношении Иисуса Христа к некоторым Своим ученицам, стоявшим к Нему ближе самих апостолов. Совершенно противоположные по духу и нравам, гностики и монтанисты сходились в том, что при всех их наставниках имелись женщины-пророчицы: Елена при Симоне, Филумена при Апеллесе, Присцилла и Максимилла при Монтане, целая женская вереница вокруг Маркоса и Маркиона. Эта традиция была весьма неприятна церковной иерархии, основывавшей свой авторитет на апостольском преемстве, а не на чрезвычайных дарованиях Духа Святого. Осуждение монтанистского движения явилось самым решительным моментом в истории постепенного развития в Церкви антифеминизма; оно послужило поводом к стеснению проповеднической роли женщин, к предъявлению им одного лишь требования скромности и безмолвного повиновения. Мы увидим, как церковное христианство выдвинет при гонениях Деция и особенно Диоклетиана ещё много дивных мучениц; но только на кровавых аренах амфитеатров женщины в последний раз выступят с братьями, как равные... Однако для женщины-проповедницы или прорицательницы нет более места в новом "епископальном" укладе христианской жизни; отныне ей принадлежит лишь роль вдохновительницы, как Макрина для великих братьев своих Василия и Григория, как Моника для сына своего Августина, как Паула для Иеронима. Даже служение диаконисс стало всячески урезываться; им было предоставлено лишь обслуживание женской части собрания верующих, и то только в тех случаях, когда стыдливость не допускала прикосновения диакона-мужчины (например, при обряде водного крещения). Но и это служение женщин внушало какую-то брезгливость; их значение в богослужебной практике подвергалось всевозможным ограничениям и вскоре само звание диаконисс осталось лишь пустым звуком, лишённым даже внешнего признака священнослужения - рукоположения (запретительное постановление № 19 Первого вселенского собора 325 года). Так мало-по-малу совершилось ниспадение женщины со степени полноправного члена христианской общины.

Преодоление аскетических идеалов монтанизма значило то, что эти идеалы оказались совершенно недосягаемы для широких масс "простецов" Церкви. Но, с другой стороны, христианское сознание не могло опуститься до полного забвения этих идеалов. Церковь не могла от них совершенно отречься, не порвав с заветами Христа, с самой сутью христианства. В среде самой Церкви не умолкал призыв к мистическим радостям аскетизма; всячески заглушаемый, осуждаемый, он всё же настойчиво раздавался среди верующих, пробуждал в них тоску Бого-искательства, поиска "единого на потребу". Уже в конце ll века, независимо от всяких догматических споров, начинается то стремление к уединённому созерцанию вдали от житейской суеты и её искушений, которое в конце lll века вызвало к жизни новые идеалы монашества и расцвело в суровом подвижничестве отцов Фиваидской пустыни. Слова Христа о "многих званных и немногих избранных" получили реальное осуществление. И Церковь признала это разделение на "званных" (мирян) и "избранных" (иноков), дала ему свою санкцию и одобрение. Но в этом явлении заключался возврат к тем самым гностическим идеям особого посвящения и монтанистским идеям особого благочестия, с которыми Церковь так долго не хотела мириться. Монашеское пострижение явилось новой церковной формулой всё тех же идей, не умерших в христианском сознании.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

October 2023

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 16th, 2025 07:42 am
Powered by Dreamwidth Studios