contemplator: (Default)
[personal profile] contemplator
"Почему языки упрощаются? К примеру, разнообразные падежи, и прочие сложные спряжения глаголов исчезают, произношение упрощается (следы видны только в написании, типа daughter). Или на примере французского языка - эволюция произношения слова "палец" digitum digitu digtu dijtu dijt dejt deit doit doét dwet dwe dwa. Из гордого "дигитум" выродилось в "д[у]а"", - спрашивает [livejournal.com profile] rrr2

На сайте "Перуница" некто svasti asta задаётся тем же вопросом.

"Причём, языки упрощаются не только с точки зрения их грамматической структуры (которая при этом, несомненно, приходит к некой стандартизации), но также и с точки зрения их орфографии и фонетики. Вот, например, один такой вопрос взятый с просторов интернета:

Английский с исчезновением thou, а потом в shell->will, романские языки по сравнению с латынью, да и другие примеры. Когда же берут совсем старые языки, кельтские, язык басков то они очень сложны. Простое объяснение понятно, языки со временем шлифуются и как бы обкатываются. Но: почему самые первые языки были так сложны ? Странно это. Вся культура движется по пути усложнения, я языки по пути упрощения Неужели люди в пещерах у костра могли врубиться в хитросплетение залогов, падежей, времен и родов глаголов, да еще нагородив исключений ?

Я не лингвист и не историк, однако также не заметить сего факта просто не могу (опираясь хотя бы на те 2 иностранных языка, в которых у меня есть некая степень компетенции). Известно, например, что средневековый английский (1066-1500 гг.) был несколько сложнее в плане грамматики своего современного аналога, очевидно что и древнеанглийский (4 век. н.э. – 10 век. н.э) был ещё более сложен в своей архаичной структуре. Но английский постоянно эволюционировал, одновременно упрощаясь, всё это привело к тому, что современный его носитель (не специалист) может понимать тексты на нём продвигаясь вглубь веков максимум к временам Шекспира, более старые письмена он уже без спец. подготовки не поймёт.

В отличие от него исландский язык, вследствие удалённости Исландии от остальной европейской цивилизации и малой численности популяции его носителей, сохранился на удивление настолько архаичным, что на данный момент это единственный живой язык германской группы, который сберёг всю свою древнюю структуру спряжений и склонений. Отпочковавшись от древненорвежского в 10 в. н.э., он весьма мало изменился со временем, что до сих пор позволяет рядовым современным исландцам без труда читать и понимать подлинные скандинавские манускрипты 700-800 летней давности!

Тем не менее, факт на лицо. Средневековые и древние версии современных языков, как правило, однозначно сложнее их современных аналогов. И мне не раз приходилось думать, почему именно так, а не иначе.

Ведь обычная логика вещей подсказывает, что когда что-то создаётся естественным путём, то происходит обратный процесс, от упрощённого к более сложному и комплексному, а не наоборот. Разве не об этом говорит нам пресловутая теория естественного развития и отбора – эволюция? А тут, как будто наоборот. Наши далёкие (и как мы обычно их считаем довольно примитивные) предки разговаривали и писали на языках, грамматика которых была куда более сложной и богатой, чем та, которой мы пользуемся в настоящее время.

Иногда меня даже посещали мысли, что основные мировые языки уже были даны людям в готовом виде, а человечество их само впоследствии упростило и видоизменило для своих потребностей".

Старорусский, кстати, тоже грамматически сложнее современного русского. В старорусском, например у глагола "есть" ( не в смысле "питаться", а в смыле нахождения) было три лица: есмь, еси, и собственно, есть. А теперь? Был также седьмой падеж - обращения. Сейчас остались его жалкие рудименты - человече, отче, боже, и пр.

Из беседы журналиста Игоря Свинаренко с Дмитрием Петровым, преподавателем синхронного перевода в МГЛУ им. Тореза: "Все языки без исключений развиваются от сложного к примитивному. Древние языки – латынь, древнерусский, санскрит – значительно сложнее современных версий (итальянский, русский, хинди). Казалось бы, интересы древних людей должны были сводиться к тому чтоб пожрать, выжить, размножиться. Так зачем им тогда очень сложные языки? Обладающие огромным количеством временных форм и падежей? В санскрите есть, например, такая форма: «Я бы хотел, чтоб ты это сделал, при условии, чтоб это не противоречило Божественным установлениям». Это форма глагола такая, это все одним словом выражается! И вот в древности люди это не то что писали, а говорили! Значит, им это для чего-то надо было! Почитай вон древнерусскую грамматику. Казалось бы, темные мужики, в лаптях, – а язык у них был на порядок сложней нашего… Почему, зачем? Есть бесписьменные языки в Африке и на Кавказе, которые обладают десятками форм отношения к действию, разветвленнейшей системой местоимений в зависимости от нюансов. Зачем носителям арчинского языка, которых всего тысяча и которые все живут в одном дагестанском селе, 16 падежей и 8 классов существительного, 17 видо-временных форм и 10 наклонений глагола? Сами-то они об этом богатстве и понятия, скорее всего, не имеют, но ведь пользуются им! Зачем и откуда это в языках, которые, казалось бы, должны обслуживать примитивные бытовые нужды? Зачем им эта избыточность, нефункциональность?"

На одном форуме мне встретилось наиболее разумное объяснение данного феномена.

RiNSpy пишет: "Мне кажется, это связано с культурой. С размыванием классовых барьеров, культурные традиции становятся более размывчатыми, менее строгими. Язык в целом становится более ориентированным на массы".
dwebster парирует: "Так язык и был создан массами. Не жрецы же с алхимиками придумывали падежи и всякие пост---перфекты".
RiNSpy отвечает: "вот это спорно. Имхо именно жрецы ал хебраисты и придумывали А религии/империи несли язык в массы".
dwebster утрирует мысль, доводя её до абсурда: "Т.е. жрецы "разработали" латынь, подобно тому, как в наше премя назрабатывают какой-нибудь стандарт С# 4.0 ? Сидят жрецы, думают.. Тут вбегает еще один жрец — "Идея! Я придумал новую фичу — Плюсквамперфект, имплементируем?". Рассказывает о фиче, другие совещаются (непонятно правда на каком и кем придуманном языке).. "А что, неплохая фича. Предлагаю реализовать ее с помощью вспомогательного глагола в прошедшем времени + причастия".. Ну помните, причастие — это мы вчера изобрели такую фигню..."

Но это стандартный приёмчик демагогии, когда по сути возразить нечего. На мой взгляд, прав(а) RiNSpy. Взять хотя бы египетские иероглифы. Они всецело находились в ведении жрецов. Финикийские торговцы "упростили" эти иероглифы для скорописи в своём торговом деле. А потом на основе этой финикийской "упрощённой" азбуки пошли и все другие алфавиты - древнегреческий, латинский, славянская "кириллица"... "Кириллица", в свою очередь, опять же дважды "упрощалась": сначала Петром Первым, а потом Луначарским.

Но тут надо копать глубже. Вообще говоря, жрецы - это всего лишь "систематизаторы" и "хранители" языка. Сам же язык приходит в мир людей исключительно через мистиков-шаманов. Мистики, находясь в изменённом состоянии сознания, прорекают некие истины, а жрецы "подхватывают" их и "закрепляют" в культурной традиции. Очевидно, язык появился из экстатического общения шаманов с духами. Подражая шаманам, люди стали таким образом общаться и между собою.

То есть язык, как средство общения, предполагает более высокие уровни, нежели общение людей между собою. Самый высокий уровень языка - это т. наз. "язык птиц". В суфизме язык птиц — мистический язык ангелов. В скандинавской мифологии способность понимать язык птиц была знаком великой мудрости. У бога Одина было два ворона, Хугин и Мунин, которые летали по всему миру и сообщали Одину о том, что происходит среди смертных.

Один
Хугин и Мунин сидят на плечах Одина. Иллюстрация из исландского манускрипта 18 века.

Каков же итог наших размышлений? Человеческий язык как средство общения есть производный и побочный продукт общения человека с Сакральным. Именно это общение с Божественным и придаёт языку всю сложность и "цветистость" его формулировок. Понятно, что чем глубже мы заглядываем в древность, тем ближе к Золотому веку оказываются тамошние люди, тем сильнее и "напряжённее" их контакт с потусторонним миром. Из этого контакта и "проистекает" вся человеческая культура и язык, как основная составляющая культуры.

Если говорить совсем понятно, то всё образуется примерно так. Хугин и Мунин сидят на плечах бога-шамана Одина и "нашёптывают" ему нечто на ухо. Один сам, или через своих пророков, транслирует услышанное в человеческий мир, и из этих "откровений" образуется язык, как система символов, и культура. Если же "трансляция" прекращается, то язык ещё какое-то время держится за счёт того, что успели "подхватить" и "кодифицировать" жрецы, а потом начинается неизбежная деградация. Маскультура ведь не движется по пути усложнения. А язык - это часть культуры. Поэтому он естественно "размывается" и деградирует в маскультуре, не получая "небесной" подпитки.

Если совсем уж просто, то язык - это как Аральское море. Впадают в него Сырдарья и Амударья, так море глубокое. Мелеют реки - и море мелеет, вплоть до полного пересыхания.

Язык, как и человеческое общество, подобен многослойному пирогу: на самом "дне" языка - мат, чуть повыше - тюремная "феня", ещё выше - всякого рода слэнги и жаргоны, затем, ступенькой выше, следуют всякие местечковые диалекты, потом - разговорный литературный язык, выше - язык поэзии (поэтам шепчут на ухо музы, а они уже существа не от мира сего), ещё выше - язык св. писаний и песнопений (там недопустимо никакое похабное слово), и ещё выше - так называемый "язык птиц" или "сирский/сурский/сирийский язык", т. е. язык, на котором говорит человек в молитвенном экстазе в изменённом состоянии сознания. В этом смысле язык представляет собой как бы лесенку от ада до рая. И хотя все мы говорим по-русски, но каждый из нас стоит на своей ступеньке этой лесенки, и невольно через свой язык "проговаривается" о своём местонахождении. В течение своей жизни человек может подниматься вверх по этой лесенке и опускаться вниз, и так же может меняться его язык. То же самое происходит и с обществом. Современное общество опускается вниз по лесенке и именно поэтому всё чаще слышна инфернальная лексика. В принципе, мат - это тоже часть языка, так половые органы являются частью человека, но в нормальном обществе это табуируется, скрывается. Когда же "родной язык - матерный, а русский - урок в школе", это о чём вобще говорит? Не надо забывать, что на древнеславянском языке "языци" - это и "языки", и "народы"; деградация языка самым глубоким образом связана с деградацией народа -носителя данного языка.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

October 2023

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 06:24 am
Powered by Dreamwidth Studios