Тайный "язык птиц".
Sep. 13th, 2017 02:56 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Это явление мы встречаем не только в Северной Азии и Арктике, но почти везде. Во время сеанса хала пигмеев семангов разговаривает с шенои (небесными духами) на их языке; как только он выходит из церемониальной хижины, он говорит, что всё забыл. У ментавейцев посвящающий наставник дует через бамбуковую трубку в ухо неофита, чтобы тот обрёл способность слышать голоса духов. Батакский шаман во время сеансов употребляет "язык духов", а шаманские песни дусунов северного Борнео (Калимантана) поются на тайном языке. "Согласно традиции карибов, первый пиаи (шаман) был мужчиной, который, услышав песнь, долетающую со стороны реки, смело нырнул в воду и вынырнул только после того, как выучил наизусть песнь женщин-духов и получил от них всё необходимое для своей профессии".
Очень часто этот тайный язык является "языком животных" или является имитацией криков животных. В Южной Америке в период посвящения неофит обязан научиться наследовать голоса животных. В Северной Америке, в частности, у помов и меномини, шаманы также имитируют пение птиц. Во время сеансов у якутов, юкагиров, гольдов, эскимосов и других народов слышны крики диких зверей и птиц. Кастанье описывает казахско-киргизского бакса, который бегает вокруг шатра, подпрыгивает, издаёт крики: "лает, как собака, обнюхивает зрителей, мычит, как вол, воет, кричит, блеет, как ягнёнок, визжит, как свинья, ржёт, рычит, с удивительной точностью наследует крики зверей, пение птиц, шум их полёта и т. д., что производит на зрителей очень сильное впечатление". "Нисхождение духов" часто выглядит именно так. У индейцев Гайаны "молчание вдруг прерывается взрывом странных, но действительно страшных криков; это рычание, вой, наполняющие хижину до такой степени, что дрожат её стены. Этот шум раздаётся как ритмический рык, постепенно переходя в глухое и отдалённое ворчание, чтобы затем возобновиться с новой силой".
Присутствие духов возвещается точно такими криками, какими объявляют о своём появлении животные. Многие слова, используемые во время сеанса, напоминают птичьи крики и голоса животных. Как заметил Летисало , шаман приходит в экстаз с помощью своего бубна и характерного пения типа "йодль", при этом всегда поются магические тексты. "Магия" и "песнь" - особенно пение на птичий манер - часто обозначаются одним и тем же словом. Германским словом, обозначающим магическую формулу, является "galdr", происходящее от глагола galan - "петь", причем этот термин особенно относится к птичьему пению.
Изучение языка животных, прежде всего птичьего языка, во всём мире равнозначно познанию тайн Природы и, как следствие, обретению пророческих способностей. Язык птиц обычно изучают, съедая змею или другое животное, которое считается магическим. Эти животные могут открывать тайны будущего, поскольку их считают сосудами для душ умерших и эпифаниями. Изучение их языка, наследование их голосов равнозначно способности общения с потусторонним миром и Небесами. То же отождествление с животным, особенно с птицей, мы обнаруживаем в шаманском наряде или магическом полёте. Птицы - это проводники душ. Превращение себя в птицу или наличие птицы-компаньона свидетельствует о способности шамана ещё при жизни совершить экстатическое путешествие в иные миры.
Наследование голосов животных, употребление этого тайного языка во время сеансов является ещё одним признаком того, что шаман может произвольно передвигаться в трёх космических сферах: в преисподней, на Земле и на Небесах; а это значит, что он может беспрепятственно проникать туда, куда имеют доступ только умершие или боги. Воплощение в себе животного во время сеанса является не столько одержимостью, сколько магическим преображением шамана в это животное. Подобное преображение шаман осуществляет также и другими средствами - например, одевая свой шаманский наряд или скрываясь под маской.
Но это ещё не всё. Во многих традициях дружба с животными и понимание их языка являются признаками рая. Вначале, то есть в мифические времена, человек жил с животными в мире и понимал их язык. И только вследствие первичной катастрофы, сравнимой с "падением" в библейской традиции, человек стал тем, чем он является сейчас: смертным, разделённым на полы, вынужденным работать, чтобы прокормить себя, и пребывающим в состоянии конфликта с животными. При подготовке к экстатическому состоянию и во время него шаман отвергает обычную человеческую жизнь и временно достигает изначальной ситуации. Дружба с животными, знание их языка, преобразование в животное являются признаками того, что шаман вернул себе "райскую" жизнь, потерянную на заре времен.
источник - http://shaman.aha.ru/homepage/shaman/shaman3/shaman03-03.html