contemplator: (Default)
[personal profile] contemplator
Представления, согласно которым именно охота на крупных млекопитающих стала главным фактором прогресса в антропогенезе, лежали в основе охотничьей гипотезы Уошборна. Вот как эта идея формулировалась в начале 1960-х годов. «В эволюции поведения на пути отделения Homo sapiens от его обезьяноподобных предков прослеживается две стадии. Первая представлена австралопитеками нижнего плейстоцена. Они были уже прямоходящими и умели изготовлять орудия, но мало что говорит о том, что по образу жизни они могли существенно отличаться от обезьян. Вероятно, они были преимущественно растительноядными, а небольшие размеры мозга позволяли детёнышам быстро взрослеть. Можно полагать, что их сходство по образу жизни с людьми оставалось рудиментарным. Но к середине плейстоцена на крупных животных уже охотились мужчины с объёмистым мозгом. По-видимому, именно в этот период начали формироваться черты подлинно человеческого поведения: охрана охотничьей территории и устойчивые семейные отношения. Биологические и экономические трансформации, которые привели в конечном итоге к современной социальной организации, имеют свои корни в структуре охотничьих социумов, существовавших миллионы лет назад» (Washburn, DeVore, 1961: 103).

Следует, однако, заметить, что эти идеи не вполне согласуются с важным принципом экологии: узкая специализация в поведении кормодобывания — стратегия рискованная, чреватая эволюционным тупиком. Между тем попытки доказать, что охота на крупного зверя практиковалась уже на самых ранних этапах антропогенеза и была тогда важной стороной экономики наших далёких предков, до сих пор предпринимаются некоторыми палеоантропологами. От этого предостерегают Лупо и Шмитт. «Мы настаиваем на том, — пишут они, — что идея специализации на промысле крупной дичи должна быть пересмотрена в археологии» (Lupo, Schmitt, 2016: 194). (Цит. по: Панов Е.Н. Человек стреляющий. Как мы научились этому. — Москва: Товарищество научных изданий КМК. 2019. С. 59 - 60.)

Это всё та же марксистско-материалистическая попытка поставить телегу впереди лошади. Когда Ф. Энгельс говорит о том, что "труд создал человека из обезьяны", он совершает именно такую перестановку. Ведь труд предполагает предвидение конечного результата труда, то есть наличие воображения, а воображение, в свою очередь, свидетельствует об абстрактном мышлении. То есть, труд "вытекает" из наличия абстрактного мышления, а не наоборот - мышление "вытекает" из труда. То же самое и с охотой на крупных млекопитающих. Как в результате такой гипотетической охоты появились "мужчины с объёмистым мозгом" и почему именно у охотников на мамонтов "начали формироваться черты подлинно человеческого поведения"? Совершенно непонятно. Если говорить об охотничьем оружии, то оно не делает никакого прогресса. Скорее наоборот. "Бог создал людей разными, а полковник Кольт сделал их равными".
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 31st, 2025 03:39 pm
Powered by Dreamwidth Studios