Автор - Георгий Федотов.
Преп. Сергий Радонежский вошёл в историю русской Церкви, окружённый сонмом своих святых учеников. До 11 учеников преп. Сергия явились, в большинстве случаев ещё при его жизни, основателями монастырей. Троицкая лавра в этом первом поколении её иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы. Правда, уже в следующем поколении богатый, осыпанный милостями московских государей монастырь перестаёт давать и святых, и новые монашеские колонии. Священный огонь, зажжённый преподобным основателем, начинает слабеть и тускнеть от избытка мирских благ. Но всё же многие из основанных учениками Сергия обителей сами делаются центрами лучеиспускания, духовными метрополиями. Через них живая преемственность св. Сергия сохраняется в русской святости по крайней мере до конца XV столетия.
По двум направлениям бежит этот духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в её городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжьи. Значение этих двух направлений не только географическое: с ними связано, как увидим впоследствии, раздвоение двух основных путей русской духовной жизни.
Оставляя пока в стороне московское монашество и московский тип святости, заметно возобладавший с конца XV века, назовём северных пустынножителей из числа учеников преп. Сергия. Среди собеседников преп. Сергия знаменитейшими северными подвижниками явились св. Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дмитрий Прилуцкий (близ Вологды), Стефан Махрищский (в 30 верстах от Троицы-Сергия), который был основателем и второго, Авнежского, монастыря в Вологодском уезде. Св. Мефодий Песношский основывает свою обитель на запад от Лавры, в Дмитровском уезде; Авраамий Чухломский и Иаков Железно-боровский - в области Галича Костромского; Сильвестр и Павел Обнорские спасались на речке Обноре, притоке Костромы, в глуши лесов, покрывающих границы Вологодского и Костромского края.
( Read more... )