Dec. 29th, 2025

contemplator: (Default)
Грэм Баркер и Том Расмуссен в своей монографии "Этруски" говорят о конфискации римлянами одной трети наиболее плодородных земель у побеждённых этрусков. К тому же, "обширная территория , простирающаяся от Тирренского моря на восток до озера Больсена, была полностью выведена из-под контроля этрусков". "Заселение прибрежных равнин позволило вывести из-под контроля этрусков значительную часть лучших сельскохозяйственных земель. Создание колоний в старых портах, которые в прошлом приносили столько богатства, пресекло любые дальнейшие стремления этрусков к морской мощи и независимой внешней политике".

Однако вот что примечательно: авторы пишут о внезапном увеличении числа монументальных гробниц в период романизации Этрурии.

"Нет единого объяснения, которое бы чётко объясняло внезапное появление  больших семейных гробниц. Создаётся впечатление, что, лишившись возможности оказывать реальное политическое влияние (которое всё больше переходило в руки римлян), аристократия могла лишь прибегать к самовосхвалению, возводя экстравагантные погребальные памятники и – что не менее важно для повышения самооценки – часто выставляя тщательно составленные генеалогии умерших. Прежде всего, гробницы демонстрируют богатство, и несомненно одно: дальнейшее процветание знатных семей было частью римского плана развития Этрурии".

Вот оно, знаменитое римское «разделяй и властвуй» (лат. divide et impera)! Вместо того чтобы гнобить всех подряд этрусков, римляне разделили их на аристократию и плебс (от лат. plebs — «простой народ»). Римляне поддерживали хорошие отношения с местными этрусскими олигархами и, "оседлав" простой народ, совместными усилиями держали его "в узде". "Таким образом, всякий раз, когда Рим вмешивался во внутренние дела этрусских городов, это делалось для того, чтобы оказать военную поддержку правящей аристократии".

Теперь понятно, почему ни один этрусский город не поднял восстания во время 2-й Пунической войны, когда Ганнибал и его карфагенская армия вторглись в Италию. Аристократия благополучно "встроилась" в римскую государственную систему, и простой народ фактически был обезглавлен, представлял собой курицу с отрубленной головой. Перуджа, Кортона и Ареццо вместе с другими этрусскими городами не подняли восстания, даже когда под их стенами со своей карфагенской армией промаршировал Ганнибал, нанесший поражение римским легионам на берегах озера Трасимено.

Продажная этрусская аристократия не только не выступила против римских оккупантов, но и всячески помогала им в борьбе с Ганнибалом.

Прежде чем отплыть в Африку в 205 году до н. э. и начать военную кампанию, завершившую 2-ю Пуническую войну, Сципион должен был обеспечить свою экспедицию материально. Наиболее щедрыми оказались пожертвования Этрурии. Популония направила Сципиону железо, Тарквиния - полотно для парусов, Черветери - зерно. Вольтерра предоставила материал для строительства кораблей, твёрдую древесину, необходимую для килей и остова. Ареццо направил 3 тысячи шлемов и щитов, 50 тысяч копий различных видов, а также топоры, лопаты, корзины и ручные мельницы, в количестве необходимом для обеспечения сорока кораблей. Руселлы, Кьюзи и Перуджа дали зерно и сосну для строительства кораблей.
contemplator: (Default)
Грэм Баркер и Том Расмуссен в своей монографии "Этруски" говорят об этрусских танцах мужчин в доспехах. 

"В Греции подобный танец был известен как пирровый, термин, который Аристотель (фр. 519) вывел из греческого слова pyra, «погребальный костёр» [1]. Этимология может быть сомнительной [2], но первоначальная связь с похоронами вполне могла быть широко распространена".


The Pyrrhic Dance (detail) by Lawrence Talma-Tadema

"Согласно преданию, переданному Аристотелем, создателем пиррихия был Ахиллес, который танцевал вокруг погребального костра Патрокла", - сообщает англоязычная Википедия.

"В этой связи интересно, что одно из первых проявлений этого танца в Этрурии имеет погребальный контекст. Речь идёт о большом бронзовом сосуде конца VIII века из Бизенцио на озере Больсена, который сейчас находится в музее Вилла Джулия в Риме; на его крышке изображено несколько фигурок, в том числе мужчины, размахивающие щитами и оружием. Сам сосуд является погребальной урной, поэтому процессия танцующих воинов кажется вполне уместной", - пишут далее Грэм Баркер и Том Расмуссен.


Погребальная урна, бронза. Вт. пол. 8 в. до н.э. "Танец с оружием вокруг прикованного цепью зверя".

Затем авторы делают смутные намёки на "дионисийское настроение", которое, видимо, присутствует в этих сценах, так как они напоминают дионисийские оргии: "одна группа, полностью состоящая из людей, кружится с кастаньетами; другая состоит из «трёх пар ликующих, танцующих обнажённых сатиров с итифаллическими копытами». Дионисийское настроение также прослеживается в ряде других танцевальных сцен в этих гробницах, с их заметным обилием венков из плюща, винных чаш и тому подобного".

Я полагаю, что бессознательной целью всех этих "радений" являлось состояние исступления, вхождение в раж с пеной на губах, и установление контакта с душой умершего человека; очевидно, топая и прыгаяударяя по земле копьями, танцующие вызывали тех, кто обитает под ней — мёртвых и тех, кто ими правит.
 

Очевидно, с этой же целью этруски проводили ритуальные бои на своих тризнах (погребальных пиршествах); во время борьбы люди "распаляются", их охватывает "горячка" наподобие магического жара, а где появляется магический жар, там проявляются и чудеса. Может быть, хождение по раскалённым углям (ср. болгарское "нестинарство") и неуязвимость перед оружием, которую иногда демонстрируют шаманы, были частью тех чудес.


Сцена погребальных игр и обрядов из гробницы Авгуров, Тарквиния


Сцена погребальных игр и обрядов из гробницы Авгуров, Тарквиния

Последняя сцена представляет борьбу человека с каким-то животным, по-видимому псом. Один мужчина [3], в маске демона, натравливает свирепого чёрного пса на другого мужчину, у которого мешок на голове. Жертва нападения, одетая в звериную шкуру, держит дубинку для самозащиты. Такого рода поединки, как мы знаем, позднее вошли в "репертуар" гладиаторских боёв в Риме.

Грэм Баркер и Том Расмуссен мимоходом касаются изображений пролития человеческой крови в этрусском погребальном искусстве, многочисленных изображений сражений, будь то реальных, вымышленных или мифологических. "Будь то сцена из амазонского или фиванского циклов, или из падения дома Атрея, художник безошибочно фокусируется на точке максимального ужаса. В этих мифах иногда изображаются сцены человеческих жертвоприношений, например, расчленение Ахиллом троянских пленников на расписных стенах гробницы Франсуа в Вульчи и других местах, или жертвоприношение Ифигении на погребальных урнах и расписной керамике".


Ахилл приносит в жертву троянских пленников при погребении Патрокла. Фреска гробницы Франсуа в Вульчи. 2-1 вв. до н.э. Обратите внимание на лабрис.

Ну и, наконец, с магическим жаром, кажется, связаны и сексуальные сцены, которые присутствуют в погребальном искусстве этрусков. Речь идёт, например, о гробнице из Тарквинии, известной как «Гробница порки». На изображении показана лежащая женщина, которую бьют плетью двое обнажённых мужчин; по другую сторону той же стены изображена сексуальная сцена между двумя мужчинами и женщиной. Возможно, полагают авторы, здесь имеется в виду сексуальная ("ебическая") сила, высвобождающаяся после смерти, сила, которая позволяла продлить жизнь и даже возродить её. "Возможно, именно поэтому для каменного саркофага из Кьюзи был выбран рельефный рисунок, изображающий фелляцию и совокупление сатиров и менад, и вот почему большой летающий крылатый фаллос занимает видное место в росписи гробницы Мыши в Тарквинии, и почему танцующие воины на бронзовой погребальной урне из Бизенцио (см. выше) находятся в состоянии сексуального возбуждения".

В общем, у меня сложилось такое впечатление, что этруски воспринимали любое возбуждение, в том числе и сексуальное, как первую, предварительную степень достижения магического жара и "распалялись" любыми способами и средствами, подчас даже извращёнными. Однажды "услышав звон, да не зная, где он", они во многом действовали наобум, "наощупь", "методом научного тыка". Ну что-ж, таков живой миф, который не имеет единой "канонической" формы, и таково мифологическое сознание, которое "бьётся", "осциллирует" в разные стороны, выискивая "золотую середину". Наверно, в древней Греции люди в своё время тоже "наломали много дров" прежде чем появились Элевсинские мистерии в своей прекрасной классической форме.

-----------------------------------------------------------------------

[1] По одной из легенд, изобретателем этого танца был некто спартанец Пирр (или Пиррик), который танцевал обнажённым, ударяя мечом о щит. Или не спартанец, а критянин. Некоторые разновидности пиррихия танцевали и женщины.


Танцовщица пиррихия и исполнительница на авлосе. Изображение на краснофигурном кратере (сосуде для смешивания вина и воды) написано в Афинах около 440-430 гг. до н.э.

[2] Я где-то читал, что от той-же лексемы pyr- произошло слово "пирамида".

[3] его имя - Phersu - написано рядом. Это слово на латыни звучит как persona и означает маску, актёра или роль, которую он исполняет; из латыни это слово вошло в несколько европейских языков.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 30th, 2025 01:30 am
Powered by Dreamwidth Studios