![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Бедствия жителей Иерусалима в большой степени были вызваны позицией польской власти, которая не позволила сионистам закупить достаточно земли, из-за чего коммуна так и не стала самодостаточной, и запретила им строить нормальное жильё, хотя они уже заложили было фундамент большого каменного дома. В начале декабря 1937 году, когда стало ясно, что в Новом Иерусалиме сионистам не видать ни земли, с которой можно было бы прокормиться, ни другого жилья, кроме барака, Мурашко сказал своим последователям разъезжаться домой - и основная масса разъехалась к апрелю 1938 года. Остались только те, кому некуда было возвращаться.
Сами же Мурашко и Ольга Кирильчук, взяв с собой оставшиеся деньги из Сионской кассы, в августе 1938 году выехали в Аргентину, где Мурашко надеялся продолжить начатое дело - развитие Царства Божьего. Он ходатайствовал перед аргентинскими властями о выделении земли для Сиона и в письмах к своим последователям писал, что дело вот-вот будет исправлено. Многие сионисты уже успели подготовить документы для эмиграции, когда начало мировой войны поставило крест на этих планах.
Положение многих оставшихся в Польше сионистов оказалось очень тяжёлым. 19 декабря 1937, наставляя отъезжающих сионистов, Мурашко говорил:
Ваш переезд домой должен быть проповедью. Вы должны говорить людям, что вы ещё не сионисты и вот мы и приехали к вам обратно, чтобы вы стали сионистами, если они будут говорить вам с насмешкой, что вы мол растратились и опять приехали, то вы им отвечайте так: «Мы продали всё, растратились, пострадали за вас, чтобы и вы могли спастись». Если же вы придёте и будете сидеть молча и только картофель варить, то это будет казаться, что вы вроде убежали [13, c. 44].
Однако выполнить эту установку Мурашка многим сионистам было непросто, особенно тем, кто, продав большую часть хозяйства, уезжал с деньгами, скотом и инвентарём, гордо заявляя, что будет строить "Новый Иерусалим", - а теперь возвращался ни с чем на остатки бывшего хозяйства или в подсоседки к родственникам или единоверцам.
Впрочем, на момент прихода советской власти на хуторе Заричица оставалось ещё около 15 семей мурашковцев, преимущественно из числа Сионского "актива", что и дальше жили на принципах единства. Там даже успел побывать советский лектор-пропагандист, который высоко оценил "коммунистический" порядок, царивший на Сионе:
Зашёл в овраг. Посмотрел, кругом обошёл: «Какой несчасный народ!» Ну и потом уже стал беседовать [...]: «И что привело вас к такой жизни?» Ну, отец начал объяснять, что польская власть не дала ни устроиться, ни земли не утвердила. А потом уже пошли на кухню. Как туда зашли, на кухню, а там, на входе, с этой стороны так вот котлы вмурованы, по-моему, три котла было, и крышки такие деревянные, и там топка снизу, побелено всё, чисто. «Как вы могли в капиталистической стране такое сотворить единство?» Понравилось ему ... [14]
Впрочем, идейная близость сионской веры и коммунистической идеологии не помешала тому, что уже в июне 1940 года большинство руководителей секты, в том числе и жители Заричицы, были арестованы как члены "антисоветской организации" и осуждены на 5-8 лет лагерей [5; 7]. Поэтому в 1940 году коммуна окончательно перестала существовать.
Для современных сионистов, многочисленная община которых существует в пгт. Коминтерновское Одесской области, история "Нового Иерусалима" - ключевой элемент их самоидентичности. Крах этого начинания они объясняют волей Божией: тогда, в 1936 году, родился Сион, новый народ Божий, и появился зародыш Царства Божьего, но окончательное становление Царства, говорят они, ещё впереди. Бывшего "единства" имущества и стола между ними уже нет, но сионисты до сих пор держатся сплочённой общиной и практикуют широкую взаимопомощь. Некоторые из них верят, что в назначенное время обещанный "мировой город" на Полесье таки возродится. В любом случае, большинство убеждено, что украинская земля, где состоялись ключевые апокалиптические события, занимает видное место в Божьих планах.
Деятельность пророка Мурашко пришлась на времена, когда Полесье переживало глубокий кризис, обусловленный, с одной стороны, мировоззренческими потрясениями периода войны, революции и гражданской борьбы, а с другой, экономическими процессами, которые привели к упадку традиционных форм хозяйствования и организации жизни [18; 19]. Ответом на процессы дезорганизации и деморализации полесского села было стремление найти новые мировоззренческие ориентиры, реинтегрировать сообщество на новом фундаменте, на основе новой социально-культурной модели. Главных - и в определённой мере взаимоисключающих - направлений социального реформаторства в случае Полесья было три: во-первых, социальный радикализм в образе КПЗУ-КПЗБ, "Громады" в других левых партий; во-вторых, национальное украинское (в меньшей степени, белорусское) движение; и в-третьих, разнообразного рода протестантские секты, клали в фундамент реформы жизни и обычаев авторитет Священного Писания и новые формы религиозности. Именно такой попыткой собственными силами "построить новую жизнь" по евангельскому образцу и была основанная Иваном Мурашко коммуна. К сожалению, обстоятельства ХХ века не способствовали таким евангельским начинаниям - гораздо больших успехов достигли те, кто строил "новую жизнь" железом и кровью.
Список использованной литературы:
1. Государственный архив Брестской области (ГАБО). – Ф. 1. – Оп. 10. – Д. 2681.
2. ГАБО. – Ф. 2059. – Оп. 1. – Д. 83.
3. Державний архів Рівненської області (ДАРО). – Ф. 33. – Оп. 1. – Спр. 7262.
4. ДАРО. – Ф. 357. – Оп. 5. – Спр. 9.
5. ДАРО. – Ф. Р-2771. – Оп. 2. – Спр. 534.
6. ДАРО. – Ф. Р-2771. – Оп. 2. – Спр. 2243.
7. ДАРО. – Ф. Р-2771. – Оп. 2. – Спр. 2912.
8. Відеофільм „Свидетель событий на Сионе”. – Архів автора (АА).
9. Камейша Б. Й. Розмови з сіоністами: нотатки. – АА.
10. Лист І. Веремчука, 1 червня 1968. – АА.
11. Лист М. Стельмаха, 13 лютого 1968. – АА.
12. Откровения Отца и Матери Сиона. – Б.м., б.д. – АА.
13. Сионские откровения. – Б.м., б.д. – АА.
14. Інтерв’ю з Надією Дзюбук, 1930 р.н., 19 вересня 2009.
15. Інтерв’ю з Надією Дзюбук, 1930 р.н., 9 серпня 2010.
16. Інтерв’ю з Юхимом Василюком, 1926 р.н., 19 грудня 2010.
17. Chmielewska J. Święta krew, święty czas, święci ludzie. Historia i mitologia Ewangelicznych Chrześcijan Świętych Syjonistów (Muraszkowców). – Warszawa: Neriton 2009. – 178 S.
18. Obrębski J. Polesie. Studia etnosocjologiczne. – Warszawa: Oficyna Naukowa 2007. – 574 S.
19. Pawluczuk Wł. Światopogląd jednostki w warunkach rozkładu społeczności tradycyjnej. – Warszawa: PWN 1972. – 238 S.
20. Камейша Б. И.. Кто такие мурашковцы. – Минск: Беларусь 1970. – 40 С.
21. Камейша Б. И. Религиозная секта евангельских христиан святых сионистов и ее реакционная сущность. Диссертация... канд. истор. наук. – Минск, 1971.Источник
via
