contemplator: (Default)
[personal profile] contemplator
В Евангелии есть один очень "неудобовразумительный" стих: Мф.10:39 "Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её".

Если здесь брать слово "душа" в буквальном смысле, то получается какая-то нелепица. Душа человека - бессмертная субстанция; и как можно "сберечь" и "потерять" то, что бессмертно?

Если брать слово "душа" в переносном значении как "жизнь" (др.-евр. "нефеш", т. е. то начало, к-рое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает её в нём), то тоже получается бессмыслица. Если вместо слова душа в разбираемом стихе мы вставим слово жизнь, то получим следующую фразу «сберегший жизнь свою, потеряет её, а потерявший свою земную жизнь ради Меня, сбережет её».

По-моему, слово "душа" в данном стихе надо понимать как "эго", "я", "личность". Тогда получается следующее выражение: "Сберегший личность свою потеряет её; а потерявший личность свою ради Меня сбережёт её".


Как можно потерять личность, собственное "я"? - Очень просто. Полюбить другого - это всегда означает отвергнуть себя. Любить - значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Это означает: постольку поскольку нужно, я готов не быть, чтобы он был. В конечном итоге полюбить значит умереть для себя самого совершенно, так что и не вспомнишь о себе самом, - существует только другой, по отношению к которому мы живём. Метафизическая ценность любви заключается в выхождении из себя. Ради нормы чужого бытия "я" выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем самым включить своё "я" в "я" другого существа. "Я" таким образом свободно делает себя "не-я" или, выражаясь языком священных песнопений, "опустошает" себя, "истощает", "обхищает", "уничижает" (ср. Флп. 2:6-8).

Понятно, что "полюбить другого" здесь означает полюбить Христа. Здесь-то, в порыве любви, и происходит экстатическое "выхождение из себя". А экстаз обычно ассоциируется с чувством отделённости от тела, чувством деиндивидуализации. И именно это чувство деиндивидуализации является самой необходимой вещью для созидания Церкви. Ведь личности в общине никогда не уживутся; для жизни в общине необходимо преодолеть личностный эгоизм и перейти на сверхличностные - благодатные - отношения. В семье, где царит любовь, - "тишь, да гладь, да Божья благодать". В принципе, так должно быть и в христианской общине, которая является "большой семьёй".

Так и было в Апостольской Церкви. Главное чудо Пятидесятницы заключалось в том, что во время "сошествия Духа Святого", повергшего учеников Иисуса в исступление, возникла целостность и единство прежде разорванных и замкнутых стенами разъединения людей; их как бы кто-то Невидимый "нанизал" на единый духовный стержень. И, переживая духовный восторг, полноту экстаза и религиозного подъёма, они уже переживали не индивидуальное, не личное, а как бы общее, единое для всех. Все ученики стали одним духовным целым, одним чувством, а значит - и телом - Церковью. Вот почему "у множества верующих было одно сердце и одна душа" (Деян. 4:32-35). Ещё недавно чуждые и посторонние друг другу, теперь объединённые воспринятой благодатью, они сделались между собою ближе родных. Ибо никакие внешние формы товарищества или родственной связи не могли сравниться с внутренней связью людей, вместе переживавших священный трепет молитвенного экстаза.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

October 2023

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 30th, 2025 06:42 am
Powered by Dreamwidth Studios