Рядом с царём как рядом с огнём.
Jun. 17th, 2017 06:45 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Википедия сообщает: "Традиционно шут изображался в колпаке с бубенцами. Три длинных его конца символизировали ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего Средневековья."
Интересно, что в средние века в Европе шуты изображались с жезлами в руках и приравнивались к государям. Оба они, как считали тогда, были отмечены божественным вниманием, хотя и каждый по-своему.
Интересна эта "связка" государей с шутами...
Шуты ведь не только шутили, но и дерзали говорить нелицеприятную правду государям в атмосфере всеобщей лести и придворного лизоблюдства. Рассказывают, что, когда Пётр спросил у шута Балакирева, что говорят в народе о Петербурге, ожидая, видимо, услышать нечто для себя лестное, тот ответил:
"С одной стороны - море,
С другой - горе,
С третьей - мох,
А с четвёртой - ох".
Пётр, отвесив шуту несколько ударов дубиною, запретил ему говорить о Петербурге.
Может быть потому и держали государи возле себя шутов, что хотели хотя бы изредка слышать от них правду.
Хотя за правду тот же Балакирев неоднократно был жестоко бит, хотя происходил из старинного рода русских дворян. Побывал он и на дыбе в Тайной канцелярии — по доносу «в произнесении слов, оскорбительных для Императрицы». Поэтому при первом удобном случае Балакирев выпросился в свою рязанскую деревню и провёл там остаток жизни. Среди окрестных помещиков он прослыл на редкость мрачным и нелюдимым соседом...
В этом разрезе очень любопытно посмотреть на фигуру Григория Распутина. Ведь царь Николай II реально прислушивался к нему. Находясь в кольце святош, кретинов и пройдох, царь верил, что Григорий говорит правду, и не просто правду, а - Божью правду. Нет, Николаю может быть и в голову не приходило сравнить Распутина с шутом Балакиревым, но ведь в их отношениях - volens nolens - восстановилась та самая "связка" государей с шутами. И, словно чуя это, тогдашние журналисты и представляли народу Распутина в образе придворного шута, причём злого шута, подмявшего под себя и царя, и царицу.

Открытка 1917 г.
Но, судя по миротворческим делам Григория, он был добрым шутом. Егор Седов пишет о Григории Распутине: "От Балканской войны он отговорил Николая ll - и Россия в неё не вступила. И даже в 1916-м, незадолго до гибели, Распутин требовал выхода России из Великой бойни. Даже при условии территориальных потерь.
Предотвратить вступление России в войну в 1914-м не удалось. Как-то очень вовремя пришёлся заговор против Распутина - он был ранен душевнобольной (хотя во главе заговора стояла, естественно, не она, а весьма высокопоставленные лица), после чего оставался в больнице в Тюмени до середины августа 1914-го. Этого, видимо, и добивались заговорщики - устранение его влияния в момент принятия Николаем II решения.
Но были попытки повлиять на императора с целью заключения сепаратного мира с Германией. И вот именно это и привело к убийству".