contemplator: (Default)
[personal profile] contemplator
С. Г. Фатыхов в своём исследовании "Новая археология матриархата. Социокультурный анализ" (2009. С. 96 и 100, 101) говорит, что в  санскрите  kar и  kег  означают  и  камень,  и  гору,  и  землю,  и  рог,  и  мужской  детородный  орган,  и доминантного старца. Он сообщает, что предводители  родов,  колдуны, жрецы,  носили  очень  похожие  имена-звания: «карапан», «керемед»  —  у  древних  персов,  «король»,  «герой» —  у  славян,  «кори»  —  у  узбеков  и  таджиков,  «кер-бобо»  —  у туркмен,  «карт»  —  у  татар,  hart  —  у  немцев.

В связи с этим выстраивается любопытная этимология слова "хер".

"Очевидно, праформой  этого слова  является  санскритское  «кар» [1] («кер»),  что  в  переносном  смысле  означает крепкий корень,  узел,  фаллос,  а  в  прямом  —  камень,  или  —  земля,  причём  такая  двусмысленность прослеживается не только  в  санскрите,  но  и  в  других  языках. Олжас  Сулейменов  утверждает,  что  в  тюркских  наречиях слово «земля» представлено  фонетическими  вариантами  «йер»,  «йар»  (то  есть вместо  согласного  «к»,  который  был  в  древнем фонетическом  варианте,  появляется  гласный  протез  —  С.Ф.),  потом  —  «жер»,  «джер»,  «чер»  (отсюда  русское «чёрный»  —  С.Ф.),  «дьер»,  «тьер»,  и,  наконец,  то,  что  не  отметил  О.Сулейменов,  —  возврат  к  праформе:  «кер», «кар»  и  «кир».  В  германских  языках  у  этой  праформы  также  исказилась  консонантная  основа,  но  тюркским примерам  в  них  соответствуют  такие  граммофонетические  варианты,  как  тот же  hart,  а  также  —  «йерде»,  «йард», «йорд»,  «йурт».

Мы  также  считаем,  - продолжает С. Фатыхов, - что  трансформации  праформы  «кар»,  «кер»,  «кир», «кар»,  «кор» начинаются  уже  в  шумерском  и  других  аналогичных  ему  языках.  В  шумерском  «кур»,  «кар»,  «кир»,  «ки»  -  это  и «земля»  («кур-кир»  — «гора-земля»),  и  охотник  (в  наскальной  графике  стрельцы  из  лука  часто  изображаются  с   большими  фаллосами  —  «карами».  В  арамейском  языке  по  закону  выпадания  начального  согласного  «кар» превращается  в  «ар»,  но  в  конечном  итоге  тоже  обретает  метафорическое  значение  мужского  полового  органа, твёрдого,  сильного,  как  камень,  и  высоко  вздымающегося,  как  гора  (у  китайцев  иероглиф-треугольник  острием  вверх  тоже  обозначает  и  гору,  и  мужчину)."

треугольник
В этом смысле любопытно взглянуть на древнеегипетские пирамиды для упокоения фараонов и на слово "бугор", которым в русском слэнге обозначается всякий начальник мужского пола.

"Шумерско-арамейская  семантика  праформы  «кар»,  «кер»,  «кир»  переносилась  в  другие  языки  не  только  как наименование  земли  (с  гласным  протезом  «й»  вместо  «к»,  то  есть  —  «йер»),  но  и  как  наименование доминантной фигуры  самца,  мужчины-дефлоратора,  потом  и  старца  («карт»  -  «старый»  в башкирском  и  татарском  языках,  «кер», «кер-оглы»,  «кер-бобо»  -  «старый член»,  «старик-член»  в  туркменском)  и,  наконец,  мужчины  в  целом  («йер», «ир»  в татарском  языке).  В  древнегреческом  и  в  европейских,  а  также  в некоторых  тюркских  языках  трансформация затронула  значение  ярого  Солнца,  каким  в  фронтовой  проекции  представлялась  язычникам  головка  мужского детородного  органа  («кер»),  и  значение  слов  «сын»,  «муж-хозяин»  («кириос»)  «герой»,  «царь»,  «царский  символ», «половое  влечение».  Отсюда  общеевропейское  «король»  и  «корона»,  славянское  божество  Ярило.

Ярила
Ярила у родноверов. Источник картинки.

В  последнем  слове  наблюдается  та  же  смена  «к»  вначале  гласным  протезом  «а»,  затем  «я»,  далее  «ю»  —  то есть  трансформация  шла  от  слов  «кар»,  «карый»  до слов  «ар»,  «яр»,  «ярый»,  «юрий».  В  германских  языках трансформация  имени  солнечного  божества  шла  от  слов  «гор»,  «гер»,  «цер»  (отсюда  —  Церрун), «хор»  до общехристианского  «Георгий»,  а  в  тюркских  языках  «кер-оглы», «гор-улы»  стал  называться  «Геор-оглы».  В  греческом языке  от  корневой  основы κέρατο "рог"  и  имени  солнечного  божества  Гермес  произошли  слова  «Геракл»  (то  же  самое,  что  и  «Керр-оглы»),  «Ἔρως»  (Эрос).

Giambologna Hercules beating the Centaur Nessus, 1599- (5)
Геракл - "Херакл".

Под этим углом зрения любопытно взглянуть на нем. Herr - "господин" и ге́рцог (от нем. Herr и нем. zog — «воевода»).

-------------------------------------------------------------------------------------
Кстати, на цыганском языке мужской половой член - "кар", что подтверждает теорию об "исходе" цыган из Индии.

Date: 2019-07-31 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] cts3402.livejournal.com
Переходы от исходных форм корней XR (собственно ХеР), XwR, XyR к производным формам KR, KwR, KyR и далее к GR, GwR и GyR, и ещё далее к GhR, GhwR и GhyR могли произойти, в основном, ещё в ностратике, т.е. до "Выхода-из-Африки" - я это показывал в 2010 в клесовском ДНК-генеалогии на основе использования корней "бореального языка" Андреева. Вы, вслед за цитируемыми авторами, смешиваете эти разные корневые семьи в одну кучу.

Date: 2019-07-31 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Не совсем понимаю, как Вы соединяете "бореальный язык" Андреева, в котором одни северные лексемы, со временем до "Выхода-из-Африки". У Вас одни сплошные загадки.

Date: 2019-07-31 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] cts3402.livejournal.com
Там объяснений на 200 страниц убористого текста.

Date: 2019-08-01 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Хе-хе.. Вообще то слово это сравнительный неологизм, появившийся в обозначаемом значении, как эфемизм, всего то во второй половине 19 века. Исконно Хер было вполне понятным названием косого креста, что зафиксировано в кирилическом названии буквы хѣръ и слове похерить(перечеркнуть накрест)
<...> растопыря ноги на подобие буквы хера и подбочясь на подобие ферта <...> [А. С. Пушкин. История села Горюхина (1830)]
Владыка решение консисторское о назначении следствия насчет проповеди синим хером перечеркнули (Лесков, Соборяне)
Я отдавал ее [статью] советнику губернского правления. Он всю ее похерил. Посмотрел я, ― такими толстыми чертами, как мазилкой, исчерчено, точно он тараканов бил и размазывал по бумаге, но своего ничего не написал. [Ф. М. Решетников. Между людьми (1864)]
Только в конце 19 века появляется упомянутое значение, при этом явно не без влияния немецкого Herr, иногда в качестве сатирической замены слова "господин".
Только что, в 8 часов вечера, получил от неизвестного мне хера 16 экз. [Ал. П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову (1887)]
а иногда и в значении другого трехбуквенного слова
Нет-с, почтеннейший, ни хера вы на этом не возьмете! [В. В. Крестовский. Панургово стадо (Ч. 1-2) (1869)]

Date: 2019-08-02 04:47 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
А почему тогда паховая грыжа по-латыни называется hernia, то есть "херня" по-русски?

Date: 2019-08-02 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
С хернёй случай интересный. Но тут упираемся в факт, дореволюционные словари(например Платон Лукашевич Корнесловъ греческаго языка.1863) дают форму написания хѣрня, с ятью, а не "есть", как следовало бы ожидать от заимствования, а с другой, аналогия с латинской херней привлекатель. То есть, слово подчинялось правилам орфографии цся, а не правилам петровской реформы, по которой все заимствования стали писать исключительно через "е".
Если уж искать аналогии, то куда проще найти параллель не в латинской херне, а в греческой, древнегреческое хернес/хернас, обозначало бедняка, человека вынужденного жить тяжелым трудом, херна древнегреч. бедность. Сюда же подпадает малороссийское хирный(больной, несчастный, перен. придурковатый "геть соби хирный, поди прич") и архаичное смоленское хиран ( старое поношенное платье).
Edited Date: 2019-08-02 06:42 pm (UTC)

Date: 2019-08-03 04:34 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Я не думаю, что здесь речь идёт о каком-либо заимствовании из латыни или древнегреческого. Языки-то родственные, одной индо-европейской семьи, - значит, и у нас, у славян, в древности должен был быть аналог санскритского «кар» («кер»).

Пишут о том, что якобы это слово произошло от буквы "хер" в виде косого креста, которой зачёркивали неугодное. Отсюда - "похерить".

Но тут, я полагаю, скорее, "похерить" произошло от "положить хер" на какое-то дело, "положить хер" на то, что не согласуется с моими собственными целями и ценностями.

Ещё пытаются от слова "херувим" "вывести" "хер".

Есть версия о том, что "хер" - это недавнее заимствование из немецкого. Во времена Петра так русские мужики говорили про немцев, которыми окружил себя Пётр: мол, смотри, какой Herr идёт! Но тут всё-таки изначально должен был быть в русском языке свой "хер", чтобы таким образом "прикалываться" над иностранцами.

Тут, вообще, интересно бы узнать, как древние славяне называли мужской член. "Уд" - это не конкретно половой член, а любой член тела.

Date: 2019-08-03 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Так я о том же. Это не заимствование, а параллель, но параллели можно отыскать самые разные. Даже в близкородственных языках слова иногда меняют значение до неузнаваемости. К примеру в английском gift это подарок, а вот в шведском gift это отрава. Интересно, как могло происходить такое расхождение? Может когда то в привычках конунгов было что то вроде, "а не отправить ли нам тому соседскому конунгу подарочек? Отправим оленинки. Ток не забудьте её мышьячком нашпиговать, не жалеючи!"
А откуда информация, что в санскрите был «кар» («кер») в таком значении? согласно всем словарям санскритский «кар» это вообще глагол в значениях "делать, совершать, переносно - убивать, бросать", а формы «кер» не знает даже гигантский 1300 страничный словарь санскрита Монье-Вилльямса.
Касаемо последнего, надо покапаться, посмотрю, что найти можно.

Date: 2019-08-03 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Я задал вопрос специалисту по санскриту, edgar_leitan, посмотрим, что он ответит.
https://edgar-leitan.livejournal.com/372994.html

Date: 2019-08-03 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Ну вот и ответ: "Нет, всё это не имеет к санскриту и вообще древнеиндийскому языку абсолютно никакого отношения. Даже не знаю, откуда берутся такие фантазии. Глагольный корень kṛ имеет семантику действия, но имён (nomina) таких в санскрите нет, да и чисто по морфологичeским соображениям быть не может".

Так что, выходит, С. Г. Фатыхов где-то что-то "притянул за уши".

Date: 2019-08-03 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Такое часто выходит, что авторы изобретают теории на бегу, а когда начинаешь перепроверять, то выходит натянутость. Я всегда говорю, что все утверждения, особо касаемо древней истории, надо перепроверять, или источниками, или словарями и учебниками.

Date: 2019-08-03 03:14 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Да, здесь у нас получилась "херня" какая-то. Но отрицательный результат - тоже результат. Зато теперь будем знать, что санскрит к этой "херне" непричастен.

Date: 2019-08-03 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Ну, вообще, у меня мнение, что пиетет лингвистов перед санскритом изрядно преувеличен. Да. он сохранил большую долю архаичной индоевропейской лексики, но, в то же время, испытал просто вал заимствований, частью дравидских, частью, тибето-бирманских, частью просто непознаваемых. В свое время Патанджали объявил о необходимости очистить язык от заимствований, дабы создать "чистый" язык, опираясь на грамматику Панини. Этот "чистый" язык и стал санскритом. Однако, санскрит все равно содержит гигантский слой субстратной лексики. Да и по сути, то, что мы называем классическим санскритом являет нам слой языка приблизительно совпадающий по времени существования с латынью Цицерона, Варрона и Цезаря. Он соотноситься с языком Риг-веды приблизительно так же, как древнеславянский с русским. Еще предшественник Яски и Панини, Каутса, говорил, что язык Вед это бессвязный набор звуков, который брахманы толкуют на свое усмотрение. Столь велико было непонимание современниками языка Вед. Именно отвечая ему Яска написал свою великую Нирукти, комментарии к Риг-веде, доказывая, что язык Вед является древним предшественником современного ему языка, это было первое в истории научное этимологическое исследование. Нирукти подтолкнула Панини к написанию колоссального Восьмикнижья, всеобъемлющего грамматического сборника правил древнеиндийского языка. Но это был еще далеко не санскрит. Иногда язык Вед, Рамаяны и Махабхараты называют санскритом(ведийским санскритом или эпическим санскритом), но это далеко не так, Ни Яска, ни Панини не использовали термин санскрит, да и не стремились "очищать" язык. Санскрит появляется только после призывов Патанджали к "изгнанию" заимствований. Хотя и Патанджали не использовал название "санскрит", оно появилось изрядно позже смерти великого грамматика, но именно в его Великом комментарии(Махабхашья) к Восьмикнижью Панини прозвучал призыв к Великому походу против лексических заимствований, процветавших в пракритах. Его последователями совершается кодификация языка, совершенно похожая на кодификацию церковной латыни в Средневековье. И именно этот кодифицированный на рубеже нашей эры древнеиндийский язык стал санскритом.

Date: 2019-08-03 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Да, санскрит в Вашем изложении, mazzarino, напомнил мне Трою, о которой мы недавно дискутировали. Там тоже самые нижние археологические слои 2800-2500 до н.э. сильно отличаются от самых верхних слоёв. Одни культуры "накладывались" на другие... Может быть даже ранние и поздние троянцы говорили на разных языках..

Date: 2019-08-03 07:31 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Совершенно верно. Да и про троянцев наш ЛС так и пишет, первые троянцы, троянцы периода Катастрофы Бронзового века, и поздние троянцы, это все совершенно разные народы.


Date: 2019-08-03 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Но вот что интересно. Ещё в детстве я узнал у цыганских мальчишек, что "иди на "трёхбуквенное слово"" - это "джя пу кар".

В Википедии говорится: "Цыга́нский язы́к относится к индоарийской ветви индоевропейских языков. Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков".

Откуда же тогда в цыганском языке это "кар"?

Date: 2019-08-03 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Это весьма сложный вопрос. К сожалению, цыганскими этимологиями похоже никто не занимался. Насколько знаю, издавался всего один в мире словарь финнских цыган(Valtonen Pertti. Suomen mustalaiskielen etymologinen sanakir), отыскал его. К счастью, статьи сопровождаются параллельными финским английскими переводами заглавных слов, так что понять можно почти все, если только автор не вдается в объяснения на финнском.
Действительно, kar(a с четрой сверху, т.е. долгое) есть и с переводом phalos, но только санскритский аналог автор приводит kata (первое а тоже долгое, а вот t с точкой снизу, коль память не изменяет, это церебральное), Кочергина и Монье-Вилльямс переводят глубина, дыра, дно.Вывод формы kar автор похоже и сам не понимает, хотя приводит современные форму хинди karh(с тем же значением phalos, хотя с вокальным r) . Вывод её через пракрит kamda(автор переводит selkaranka - позвоночник) от санскритского kanda(Кочергина переводит стебель, соломинка, часть) уже я не понимаю.
Можно поискать современные этимологии хинди, посмтреть, что в них про karh написано.

Date: 2019-08-03 08:59 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Как выяснилось, ни одного масштабного этимологического словаря хинди до сих пор нет. Несколько лет назад Индийское правительство приняло решение об издании такового,пока словарь не вышел.

Date: 2019-08-03 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] mazzarino.livejournal.com
Касаемо древнеславянского термина. Как показывает Трубачёв(Согласно академическому «Этимологическому словарю славянских языков. Праславянский лексический фонд» (Вып. 8. М., 1981)), это другое "трехбуквенное слово", на букву х. По мнению, Трубачёв а, это слово родственно слову хвоя. Геннадий Ковалев считает, что слово общее по происхождению и хвое и хвосту.

Date: 2019-08-03 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
edgar_leitan ответил мне, как это "трехбуквенное слово" называется на санскрите.

"Две самых распространённых лексемы: śepa (ст. лат. cippus) и śiśna (от глагола śnath, протыкать). Есть ещё mathin, означающий также палочку для пахтанья.

Есть также meḍhra (досл. "пися").

Есть множество всяких кеннингов, т. е. лексикализованных описательных эпитетов".

В словаре мужской половой член переводится как śiś - русское "шиш", грубый жест, называемый также кукиш, дуля, фига.
https://ru.glosbe.com/ru/sa/мужской половой член
Edited Date: 2021-06-18 01:34 am (UTC)

Date: 2019-10-22 05:31 am (UTC)
From: (Anonymous)
Цыганское кар, таджикское кер, русское хер..
Не могли русские просто так воспользоваться названием буквы, на мой взгляд это просто бы не прижилось.

Date: 2019-10-22 10:36 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Ну да, я тоже так думаю.

December 2025

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28 29 3031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 31st, 2025 10:34 am
Powered by Dreamwidth Studios