Oct. 13th, 2015

contemplator: (Default)
На мозаике, созданной, очевидно, в начале V в. (ок. 422-432) и находящейся в церкви Св. Сабины (Santa Sabina) в Риме, мы видим две женские фигуры. Под фигурой, расположенной слева, имеется подпись «Ecclesia ex Circumcisione», то есть церковь, состоящая из людей, прошедшей обрезание. Под фигурой, расположенной справа, написано: «Ecclesia ex Gentibus», то есть церковь из неевреев. Над фигурой «церкви обрезания» помещён образ Петра. Над фигурой «церкви неевреев» – образ Павла. Каждая из церквей держит книгу. Речь, разумеется, идёт об обоих Заветах – Ветхом и Новом. Однако, на платьях обеих есть крест, то есть обе являются персонификациями христианской общины. Одна представляет собой церковь выходцев из иудаизма, вторая – из язычников. Скорее всего, эти женские образы воспроизводят подлинную историческую ситуацию, которая сложилась в начале христианства. Во всяком случае, атрибуты фигур указывают именно на это время. В то время сосуществовали две христианские общины, одна – иудео-христиан, то есть христиан, которые вышли из евреев и продолжали соблюдать заповеди Торы, и вторая, состоявшая из обращённых в христиан язычников, для которых соблюдение заповедей не было обязательным. Пётр, один из старших учеников Иисуса, считался создателем иудео-христианской церкви, тогда как Павел считался создателем нееврейской церкви. Знаменательны слова самого Павла по этому поводу: «…мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2:7).

Во время ужасов осады Иерусалима церковь выходцев из иудаизма укрывалась в нейтральном городе Пелла за Иорданом.

После Иудейской войны Иерусалим представлял из себя кучу сваленного камня. От священного города осталось только несколько полуразрушенных башен, западная стена храма и его гигантский, заложенный ещё при Соломоне, фундамент. Конечно, не могло быть и речи о возвращении христиан в этот город, тем более что в течение последующих 60 лет там находился лагерь 10-го легиона Fretensis. Возвращение в Иерусалим было невозможно, а антипатия между христианством и фарисейством была слишком сильна для того, чтобы ученики Иисуса могли переселиться вместе с большинством еврейского народа в сторону Явнеи и Лидды, и поэтому иерусалимская церковь продолжала жить по ту сторону Иордана.

Read more... )
contemplator: (Default)
Маленькая секта внутри иудейства - так поверхностно можно определить положение христиан в Иерусалиме в первые годы после распятия и воскресения Иисуса Христа. Подобных сект было немало в еврействе того времени. Люди, не посвящённые в их жизнь (а таких было огромное большинство), смотрели на них как на секту эбионим, то есть "бедных", благочестивых людей. Многие иудеи считали христиан назореями, а их учение называли назорейской ересью (Деян. 24:5). Слова "христиане" ещё не было. Верующие называли себя "учениками" или "братьями". Жили все они в одном квартале и представляли собой как бы маленькую галилейскую колонию в Иерусалиме. Никто из них не владел личной или частной собственностью. Становясь учеником Христовым, всякий продавал своё имение и приносил его в дар общине. Затем апостолы распределяли общее имущество между всеми братьями и сёстрами, каждому по его нуждам. Это была та божественная и, вместе с тем, естественная социализация, потеряв которую, человечество вернулось к искусственному, принудительному и дрянному "социализму".

Первые ученики Иисуса сознавали себя призванными Учителем к объединению в собрание, т. е. Церковь. Что такое Церковь? Церковь есть восстановление единства, нарушенного, разорванного грехом, то есть себялюбием и отпадением от Бога. Истинная Церковь ничем не отличается от семьи, в которой все любовно заботятся друг о друге. Поэтому ни одно слово не повторяется так часто в раннехристианской письменности, как слово "братья". Опыт апостоольской Церкви в Иерусалиме свидетельствует о том, что вне братства подлинное христианство неосуществимо, поскольку только в братстве, которое предполагает взаимную поддержку и заботу всех о всех, заботу одинаково материальную и духовную, - достижимо единодушие людей (по образцу единосущия трёх Лиц Пресвятой Троицы, которых их взаимная любовь соединяет в единое Божество), необходимое для осуществления Царства Небесного (= золотого века) на земле.

Read more... )
contemplator: (Default)
Одним из первых присоединившихся к Церкви Христовой был некто Иосиф га-Леви, уроженец Кипра. Он родился в семье богатых евреев и до своего обращения был левитом. Это был человек умный, интеллигентный, владевший даром слова. Вместе с ап. Павлом он был учеником Гамалиила Старца, внука равви Гиллеля, человека с широкими взглядами и большой терпимостью. В школе Гамалиила он из александрийских источников познакомился с числительным толкованием Торы (гематрия) и впоследствии с особой ревностью настаивал на истолковании 318 слуг Авраама в смысле мистического пророчества о Голгофском распятии, так как число 318 изображается буквами IHT, из которых IH означают Иисуса Христа, а T означает крест. Апостолы очень к нему привязались и, после крещения Духом Святым, дали ему имя Варнава, что значит "сын пророчества" (Деян. 4:36). Он действительно был одним из пророков (Деян. 13:1) и впоследствии сыграл выдающуюся роль как в проповеди Царства Небестного, так и в домостроительстве Церкви Христовой.

Почти столь же важным приобретением для Церкви был некто Иоанн, носивший римское имя Марк. Он был двоюродным братом Варнавы и также был обрезан. Его мать, Мария, по-видимому, имела порядочное состояние; она также уверовала в пришествие Мессии, как и её сын, и дом её не раз служил местом собрания апостолов (Деян. 12:12). По-видимому, и Марк, и его мать Мария своим обращением были обязаны ап. Петру. Во всяком случае, Пётр был очень привязан и к матери, и к сыну; он чувствовал себя у них, как дома. Впоследствии Марк написал Евангелие (со слов Петра), а также сопровождал в апостольских путешествиях Павла, Варнаву и, вероятно, самого Петра.

Из всех присоединившихся к Церкви наибольшую известность в Иерусалиме приобрёл Стефан. Он отличался пылкой, страстной верой и был наделён всеми дарами Духа Святого (Деян. 6:5). Вслед за Стефаном пришёл в Церковь также и Филипп; его нередко смешивали с апостолом, носившим то же имя. Наконец, в ту же пору были обращены Андроник и Юния, которые впоследствии, подобно Аквиле и Присцилле, представляли собой образец апостольской четы, преданной миссионерскому делу. Они были кровными израильтянами и стояли с апостолами в самых близких отношениях.

Read more... )
contemplator: (Default)
Но почему сами апостолы уклонились от водворения порядка? - Потому что апостолы действуют только любовью (1 Кор. 9:18-22), а здесь необходимы люди, наделённые властью. Апостолы же не приемлют этой власти, хотя в ней и явилась необходимость в Церкви. Ибо они - особый род в Церкви, род Христов, о котором сказано: "Трости надломленной не переломит и льна курящего не загасит".

Если апостолы были избраны Христом, то эти новые служители избираются Церковью, но по инициативе апостолов и с их санкцией: после избрания совершается особое поставление их через возложение рук. Апостолы же определяют и условия избрания: нужно, чтобы избранные были "изведаны, исполнены Святого Духа и мудрости". Так все служения в Церкви, всё её иерархическое устройство укоренено в апостольстве, как в своём начале, а для Церкви это означает - в Самом Христе, потому что апостолы - Его свидетели, носители Его духа. Церковь избирает своих служителей, но Сам Бог - руками апостолов - поставляет их, то есть даёт им особый дар Духа для исполнения своего служения. Так с самого начала - в "Деяниях апостолов" - нам дан пример и определение того, что позднее будет названо "апостольским преемством".

Необходимо особо подчеркнуть, что избрание этих семи служителей производится не "сверху", от апостолов и Христа, а снизу, от народа. Выбирая себе блюстителей житейской справедливости, народ как бы вручает им право начальствовать над собой и налагать различные дисциплинарные взыскания. И хотя апостолы возлагают на них руки, благословляют на служение, однако это не может защитить новое учреждение от лиц недостойных, ибо народ волен поставить над собой кого ему угодно. Другими словами, человек недостойный хотя и получает через таинство рукоположения [1] благодать Св. Духа, но непрерывно отталкивает её от себя и ходит вне её влияния. Церковный язык выражает это так: таинство действительно, но может быть не действенным.

Read more... )

October 2023

S M T W T F S
1234567
891011121314
151617181920 21
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 6th, 2025 09:55 pm
Powered by Dreamwidth Studios