contemplator: (Default)
[personal profile] contemplator
На этой фотографии русские женщины до революции 1917 года. У всех на головах платки.



На этой фотке русские женщины во время второй мировой войны, в оккупации, снятые каким-то немецким фотографом. Тоже все в платочках.

женщины

Это уже спустя 10 лет, в 1952 году, на рынке городка Краснослободск в Мордовии. Опять же все женщины в платочках.

женщины 2
Источник картинки.

И, наконец, фото женщин из того же Краснослободска, сделанное в 1961 году. И снова все в платках.

женщины 3

То есть, несмотря на сталинскую политику "раскрестьянивания", русские женщины, в массе своей, по-прежнему оставались крестьянками (хотя бы по духу) и одевались согласно крестьянской традиции.

Очевидно, окончательный слом этой традиции пришёлся на эпоху ликвидации «неперспективных» населённых пунктов, которая проводилась в СССР в 1960—1970-е годы. "Первоначально к 1979 году количество сельских населённых пунктов в Союзе ССР предполагалось сократить более чем в 6 раз: с 705 тысяч до 115 тысяч", - сообщает Википедия. Наибольших масштабов переселение жителей «неперспективных деревень» достигло в Нечернозёмной зоне. За 10 лет к 1970 году в Нечерноземье «исчезло» 235 тыс. деревень и около 5000 колхозов! Вот тогда-то, мне кажется, и исчезла специфическая крестьянская культура, исчезла окончательно. И хотя моя бабуся (Царствие ей Небесное!), - настоящая, "кондовая" крестьянка, - до конца дней своих ходила в платке, но такие, как она, при Брежневе были уже в меньшинстве и погоды не делали.

Date: 2019-05-10 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dm-jurevch-67.livejournal.com
Ну, Сталин не виноват, он винтик эпохи. Только большой такой винтик, усатый.
Подборка интересная, спору нет. Но вы просмотрите фото 1917-20 гг. Я как раз по платочкам определяю, что фото с платочками - 1917 год, фото уже без платочков, но с самим митрополитом Платоном (Рождественским), 1918 год. Там было все два варианта датирования фото с митр. Платоном, 18-й, с апреля-мая, первое посещение Херсона и Григ-Биз. мон-ря, до активных военных действий тов. Петлюры. А в 19-м вероятность ничтожная, это краткие периоды ген. Деникина, плюс франко-греческая интервенция. Вся эта пошесть пошла уже с февраля-марта 17-го - красные банты, режим Скоропадского должен был поддерживать "завоевания революции", в т.ч. изгнание платочков и стрижки до плеч. А сама мода стрижки до плеч пошла еще во время 1-й мировой. В инете есть публикации по вопросу. Глубинка, она на то и глубинка, чтобы возвращаться к традициям. Хотя бы в таких малозначащих вопросах.

Date: 2019-05-10 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Да, в революции 1917 года был такой пафос - абсолютная новизна во всём. То, что было раньше, объявлялось отжившим, реакционным, пыльным, несовременным. В том числе и "старорежимная" одежда. В принципе, большевики продолжили гнуть линию Петра Первого. У того была маниакальная идея обрядить всех русских мужиков в голландское платье. Парики, "машкерады"...

Date: 2019-05-17 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] dm-jurevch-67.livejournal.com
Два уточнения. Большевички даже в 18-м не были пупом земли. У нас на Херсонщине каких только сторонников революции не наблюдалось, и под революцией понимали почти все, даже ВКПб с сопутствующими анархистами, прежде всего февраль 17-го.

И я видел в одной статье по истории моды указание именно на период войны, т.е. для нас скорее 14-17, чем 14-18. Мужики пришли с фронта, а женщины постриглись по новейшей моде, которая пришла с Запада. Хотя с 17-18 совпадает, возможно, два фактора наложилась.

Date: 2019-05-17 12:27 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Ну, война означает форму. А военная форма - она вообще-то во всех странах примерно одинаковая. Поэтому да, конечно, я с Вами согласен, что первая мировая война нанесла большой удар по национальным культурам. Миллионы людей переоделись в универсальную форму, и это массовое переодевание было даже покруче, чем при Петре.

Date: 2019-05-17 01:28 pm (UTC)
From: [identity profile] dm-jurevch-67.livejournal.com
Суфражистки получили прекрасный повод провести революцию в моде.

Date: 2019-05-10 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] costbor.livejournal.com
А я помню что ещё в начале 70 х модно было носить платок. Это дешевый и практичный головной убор. Появились вязаные шапочки и они заменили платки.

Date: 2019-05-10 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] uniala.livejournal.com

+100
Даже сейчас, когда в саду работаешь, платок козырнее кепки - волосы не выбиваются, голова не потеет, ничего не сваливается.

Date: 2019-05-10 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] natokaktus.livejournal.com
да при чем здесь политика-то??? Просто вкалывать в сельской местности без платка - это опасно и пыльно! Это в городе можно без головного убора спокойно расхаживать по магазинам, а в деревне с утра до ночи - работа, и не до красоты. Главное - волосы чистые, в глаза не лезут и не попадут в движущиеся части машин..

Date: 2019-05-10 04:38 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Так значит женщины-крестьянки одевали платки только потому, что работать без платка - это опасно и пыльно?

А тут, на всех фотках, женщины как раз не работают, однако они все в платках.

Так что Ваше объяснение ничего не объясняет.

Date: 2019-05-10 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] natokaktus.livejournal.com
как раз объясняет. Не надо нагнетать там, где ничего особенного не происходит.

Date: 2019-05-10 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
И где Вы тут увидели "нагнетание"?

Date: 2019-05-10 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] uniala.livejournal.com

А если бы там были сняты дамы и все в шляпках, как одна - означает ли это особый ритуальный символизм шляп?
Нарядные белоснежные платки с вышивкой или узорные - это часть праздничного костюма.
Узорный платок - это дорогая вещь, вообще-то. И сейчас очень недешевая. Посмотрите, как они там тщательно и напоказ расправлены.

Edited Date: 2019-05-10 06:35 pm (UTC)

Date: 2019-05-11 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] seeblik.livejournal.com
когда работаю в саду то на голову повязываю бандану (это тоже платок)
следует ли мне временно считать себя садовой женщиной?
не подкрадутся ли ко мне охальники и что им ответить учитывая работающую в моих руках бензопилу?

Date: 2019-05-11 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] abzads.livejournal.com
Такие большие яблоки, что приходится черенки бензопилой?

Date: 2019-05-11 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] seeblik.livejournal.com
не скрою - я аппетитный
(deleted comment)

Date: 2019-05-10 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Да, Вы совершенно правы. 70-е годы - это как раз время массового появления телевизоров в домах и квартирах.

Но телевизор всё-таки отражал то, что уже имелось на данный момент. В довоенном фильме "Свинарка и пастух" женщины ходят в платках. Если бы в фильме свинарка ходила без платка, это выглядело бы как небывальщина.

Я думаю, что в 70-е годы произошёл перелом в другом отношении. Городского населения стало больше, чем деревенского. И ходить без платка стало не стыдно.

Тут ещё и массовое школьное образование помогло. В школьной форме платки у девочек предусмотрены не были. Так они привыкали ходить без платков.

Ну а сейчас молодая девушка в платке - это почти как мусульманка в хиджабе. Все ходят с распушенными волосами.

Date: 2019-05-10 06:41 pm (UTC)
From: (Anonymous)
У нас в городе, в райцентре, в 80-х годах ходили в платках бабы лет 50.

Date: 2019-05-11 02:50 am (UTC)
From: [identity profile] seeblik.livejournal.com
появились хорошие шампуни и эффективные средства от вшей
волосы на голове из проблемы стали украшением

Date: 2019-05-11 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
А что, современные мусульманки разве не имеют хорошие шампуни и эффективные средства от вшей? Послушать Вас, так в Саудовской Аравии и других арабских странах все женщины ходят со вшами, потому что носят хиджаб, традиционный арабский женский головной платок.

Date: 2019-05-11 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] seeblik.livejournal.com
не путай жопу с паровозом
там хамсин регулярно поэтому платки на головах и мордах не только у местных баб но и у арабцев с яйцами тоже
не попадал ты видать под хамсин
и вообще - что за хамский тон? - сам спрашивал и сам же хамит! (с)))
всё! - повязываю бандану и иду косить траву - удачи в поисках истины! :о)

Date: 2019-05-19 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] anatoligreen.livejournal.com
Ну какиме же это "русские"???
Это же типовая мордва...
И не платок это, а хиджаб...
Image

Date: 2019-05-26 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
На первом фото сверху - поморы, а не мордва.

January 2026

S M T W T F S
     1 23
4 5 6 7 8910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 11th, 2026 04:05 am
Powered by Dreamwidth Studios