Sep. 17th, 2013
О бабочке и душе человеческой.
Sep. 17th, 2013 08:31 pm
В архаической древности символом души человеческой являлась бабочка, порхающая от цветка к цветку.
Сегодня по дороге с работы домой я представил себе такую картину. В большой комнате дома на полу лежат пазлы. Целый миллион пазлов. Конечно, эти пазлы являются кусочками какой-то огромной картины, но что это за картина - понять невозможно, по причине огромного количества пазлов и их хаотического расположения на полу.
Каждому человеку, родившемуся на Земле, даётся задача - разгадать смысл картины мира. Каждый попадает в ту комнату, но никто ещё не собрал в одну картину весь миллион пазлов. Однако при этом каждый человек, в меру своих способностей, собирает свою картинку из б0льшего или меньшего количества пазлов. И у всех получается что-то своё, личное, уникальное, неповторимое. У одних картинка получается большая, у других - маленькая, у одних - красивая, у других - не очень, у одних - со смыслом, у других - сюрреализм какой-то или что-то наподобие "Чёрного квадрата" Малевича.
Вот почему дети у одних и тех же родителей получаются такими разными! Один ребёнок взял для своей картинки пазл "Преступление и наказание" Достоевского, а другой собирал свои пазлы из мультика про Тома и Джерри. Любая музыка, любое слово сказанное или написанное, любой увиденный образ - это всё пазлы, из которых строится душа ребёнка.
Вот мы и подошли к самому главному. Оказывается, душа - это не есть что-то изначально данное человеку при его рождении, как, например, руки или ноги. Изначально всякий ребёнок есть, как говорили древние, tabula rasa, то есть "доска чистая". При рождении человеческий детёныш ничем не отличается от детёныша любого другого животного. Случаи так называемых "маугли", то есть младенцев, попавших в стаи животных, доказывают, что без человеческого влияния, без человеческого окружения, без человеческого языка эти младенцы так и остаются животными.
Значит, смысл жизни состоит в том, чтобы в этой самой жизни сформировать душу. Вероятно, сформированные во время земной жизни души будут иметь посмертное бытие. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий сравнивал земную жизнь человека с виноградом, а загробную жизнь - с вином, сделанным из этого самого винограда. Значит, "смысл жизни" винограда состоит в том, чтобы созреть и напитаться солнечной энергией, преобразовав её в сладкий сок виноградных гроздьев. Смысл же жизни человека состоит в том, чтобы духовно созреть и напитаться духовной энергией, преобразовав её в аромат души своей. И, подобно тому, как виноградный сок после "смерти" винограда продолжает иную жизнь, и чем больше он живёт, тем крепче и лучше становится, точно так же и человек: после его "смерти" его душа продолжает иную жизнь. Какова эта жизнь - мы можем только догадываться. Знает ли ползающая гусеница, что после её "смерти" в коконе из этого кокона на следующий год вылезет бабочка? Вот бабочка - это и есть "душа" гусеницы. Сама гусеница, конечно, никакой "души" в себе не видит, но всё, что она делает - ползает и жрёт, жрёт, жрёт листья, - служит для будущей, иной жизни.

В годы советской власти комиссары очистили комнату под названием Россия от миллиона пазлов и высыпали на пол ворох новых, "марксистско-ленинских" пазлов. Они думали, что люди из ограниченного количества похожих пазлов будут собирать одинаковые картинки и, таким образом, у всех "совков" будут одинаковые души (хотя комиссары и отрицали наличие души у человека, тем самым низводя его до уровня животного). Но уже дети комиссаров, а тем более их внуки, стали заимствовать иные, не "марксистско-ленинские" пазлы, чтобы формировать свои души из того, что этим душам было милее и приятнее. И, в конце концов, наступила горбачёвская "гласность"... Снова появился миллион пазлов.
Как бабочке невозможно навязать питаться нектаром только какого-то одного вида цветов, так и душе человеческой невозможно навязать какую-то одну идеологию.