
"Каждому, читающему Новый Завет, следует помнить, что учение Христа - это вся Его жизнь. Сущность христианства не в учении Христа, а в Самом Христе. И Евангелие есть учение о Христе как Богочеловеке, а не учение Христа. По Евангелию, путь спасения - Сам Христос, "вхождение" в образ Христов или "облечение во Христа" (ср. Гал. 3:27), а не евангельская мораль, не христианские поучения. Если брать учение Христа и отвергать Самого Христа, как образец для подражания, то в христианстве нельзя найти ничего абсолютно нового и оригинального. В Ветхом завете, у ессеев, у Сократа, стоиков и киников были уже даны почти все элементы христианской морали. Всё христианское учение уже было подготовлено греческой и восточной мудростью, даже таинства христианские имеют свой прообраз в таинствах древних религий [1]. Космическая атмосфера богосыновства давно уже назревала в мире, в разных частях мира было уже много христианского. Одного только не было - Самого Христа, Который есть единственная и неповторимая точка соединения Божественного и человеческого. Только через Христа Бог стал родным и близким человеку, только во Христе можно до безумия любить Бога" (Н. А. Бердяев. Философия свободы. - М., 1989, с. 155-156).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Злые демоны подражают таинству причащения в мистериях Митры, предписывая совершать то же самое" (Юстин Мученик. Цит. по: Безант А. Эзотерическое христианство. - М., 1991, с. 80-81).
"На игрищах Элевсинских они принимают крещение; и они воображают, что посредством этого действия является возрождение и оставление наказания, заслуженного их вероломством. Признавая этот факт, мы видим ещё раз в нём старание дьявола, стремящегося соперничать с божественными установлениями, и также производящего крещение над своими подчинёнными" (Тертуллиан. "О крещении", гл. V).