Для справки: "Социальная девиация (девиантное поведение) — социальное поведение человека, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития" (Википедия).Сегодня, когда я сидел в автобусе и смотрел из окна на проплывающие мимо городские "пейзажи", ко мне неожиданно пришла парадоксальная идея. Я её сразу же записал в блокнот.
Первобытная община - структура более жизнеспособная, чем современное государство.
Отсюда, кстати, все эти панические страхи современного человека: ах, что я буду делать, если вдруг рухнет государство?! Да, для современного горожанина одно только отключение электричества смерти подобно. Тогда как какие-нибудь староверы, живущие общиной в тайге на Енисее, ничего и не заметят. Лет 10 назад я смотрел телепередачу о народе ханты, живущих на Таймыре. До революции они ощутили на себе влияние цивилизации, у них появились ружья, керосинки и другие вещи с "материка". Но затем наступила первая мировая война, революция и гражданская война, и связь с Большой землёй была потеряна. За 10 лет отсутствия цивилизации ханты вернулись вновь к традиционному охотничьему укладу жизни, как жили их предки. Если бы Россия вообще исчезла с лица земли, они ничего и не заметили бы. Да что там Россия! Если бы весь мир провалился в тар-тарары, ханты продолжали бы жить как ни в чём не бывало.
Чтобы пояснить ещё более наглядно, сравним средства передвижения - автомобиль с северным оленем. Конечно, автомобиль во всех отношениях удобнее и шикарнее, нежели олень. Но автомобилю нужен бензин, нужно масло, нужны запчасти, нужны дороги с твёрдым покрытием, дорожные знаки, светофоры, и много чего ещё нужно. Водительские права, например. Если, не дай Бог, что-то случится "по-большому", если не станет бензина, то все автомобили сразу превратятся в ненужный металлолом. А оленю кроме подножного корма - ягеля - ничего не нужно: ни бензин, ни светофоры, ни права.
В этом смысле всю эпоху государств - от Древнего Шумера до современности - можно считать
эпохой общественной девиации, то есть отклонением от нормы, растянувшимся на несколько тысячелетий. Традиционная община сама себя обеспечивала всем необходимым: мужики добывали пищу, бабы шили одежды. Был шаман, который
бесплатно лечил всех членов общины, и даже воскрешал мёртвых (этнографы приводили подобные примеры). Были обряды инициаций, на которых производился отбор: дуракам запрещалось жениться и брать в руки оружие. Были простые правила общежития, своего рода "устав", говоривший, что такое хорошо и что такое плохо. На плохое накладывалось табу, которое никто не смел нарушить. А что сейчас? всюду пишут и говорят, что алкоголь - это яд, сигареты - это яд, и тут же продают этот яд в магазинах. Для первобытного общества такое вообще немыслимо. Либо алкоголь - табу, и тогда никто в руки не берёт бутылку, чтобы не "зашквариться", как сейчас говорят. Либо алкоголь - это добрая, полезная вещь, и его все употребляют. И нечего тогда "на мозжечок давить", будто это "яд" и всё такое.
Допустим, вдруг государство исчезло. Какова будет первая реакция людей? - Надо обзвонить (если будет телефон работать) или обойти близких родственников, чтобы собраться и выживать вместе. Собственно, именно так люди и делали, например, во время войны в Сербии: чем больше "банда" соберётся, тем больше шансов выжить. Ну, а эта "банда" есть начало общинной жизни,
восстановление рода. Сразу появится "патриарх", или "пахан", или "большак", как раньше было в больших крестьянских семьях. И вновь всё вернётся на круги своя.